Рейтинг@Mail.ru
Карабахское урегулирование: лучше меньше, да лучше - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Карабахское урегулирование: лучше меньше, да лучше

© Иллюстрация РИА НовостиВ Сочи прошла очередная встреча президентов Азербайджана и Армении
В Сочи прошла очередная встреча президентов Азербайджана и Армении
Читать ria.ru в
Дзен
В Сочи прошла очередная встреча президентов Азербайджана и Армении при посредничестве президента России, посвященная урегулированию карабахского конфликта. Ее можно было бы как-то и "не заметить", "пропустить", можно было бы даже воспользоваться случаем и в очередной раз покритиковать Россию...

Ильгар Велизаде, политолог (Баку), для РИА Новости.

В понедельник в Сочи прошла очередная встреча президентов Азербайджана и Армении при посредничестве президента России, посвященная урегулированию карабахского конфликта. С точки зрения анализа ситуации, ее можно было бы и «не заметить», «пропустить», можно было бы даже воспользоваться случаем и в очередной раз покритиковать Россию, которая все старается сблизить позиции сторон и всякий раз тщетно.

Но если посмотреть на суть вопроса с иной точки зрения и проанализировать высказывания министра иностранных дел России Сергея Лаврова, сделанные им по итогам встречи, то получится вот что.

Во-первых, идет работа над конкретным документом - текст мирного соглашения по урегулированию конфликта, преамбула которого уже согласована.

Во-вторых, в основе документа лежат все те же обновленные Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта (Мадридские принципы).

В-третьих, другого пути, кроме как принятие этих самых принципов не существует. Если он и есть, то только военный.

Напомним, что Мадридские принципы были переданы президентам Азербайджана и Армении на саммите ОБСЕ в 2007 году. Они, в частности, предполагают постепенное возвращение под контроль Азербайджана территорий вокруг Нагорного Карабаха и предоставление региону временного статуса, предусматривающего гарантии безопасности и автономии. В документе также оговаривается создание коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, определение в будущем окончательного юридического статуса Нагорного Карабаха в рамках голосования, право всех беженцев и перемещенных лиц вернуться домой и международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию.

В декабре прошлого года на заседании совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ главы внешнеполитических ведомств России и Франции Сергей Лавров и Бернар Кушнер, заместитель госсекретаря США Джеймс Стайнберг выступили с совместным заявлением с главами МИД Армении и Азербайджана Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым. В нем они подтвердили готовность приложить все усилия для урегулирования нерешенных вопросов в направлении достижения согласия, в частности, на основе принципов, закрепленных в Хельсинском заключительном акте о неприменении силы или угрозы силой, территориальной целостности, равенства народов и права наций на самоопределение.

В Азербайджане считают, что благодаря активизации дипломатических усилий по урегулированию конфликта, имевшей место на протяжении всего последнего года, удалось определить рамки самого процесса урегулирования. Это добавляет Баку определенный оптимизм и увеличивает шансы для мирного решения проблемы.

Для Армении также важно продвинуться в решении своих проблем с Азербайджаном, что открывает ей новые возможности в налаживании отношений с Турцией. Открытие коммуникаций на западе возможно лишь при условии разблокирования путей сообщения на востоке, а это, в свою очередь, может создать дополнительные возможности для дипломатических маневров со стороны Еревана, что продиктовано требованием сегодняшнего дня. Жители же самого Нагорного Карабаха в этом случае получат международные гарантии, которых сегодня нет, и которые будут зафиксированы при определении временного статуса. Что будет дальше - покажет развитие ситуации уже в новых условиях.

Утверждение Лаврова о том, что есть общее понимание по преамбуле этого документа и его заявление о пользе того, что такой документ существует, потому что он дает возможность вести разговор не абстрактно, а в привязке к конкретным формулировкам, свидетельствует, что новых принципов не будет. Что уже само по себе вносит в обсуждение некую конкретику.

Есть понимание того, что ситуация в регионе нуждается в изменении. И этих изменений добиваются сегодня все заинтересованные стороны. Активное развитие сотрудничества между соседями по региону - Турции и России, Ирана и Турции, России и Ирана диктует необходимость установления в регионе Южного Кавказа такого порядка, который соответствовал бы перспективам этого сотрудничества и позволил самим странам региона стать его активными участниками.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала