МОСКВА, 26 янв - РИА Новости. Известный буддийский лама Оле Нидал, первый западный ученик одной из четырех основных школ тибетского буддизма - школы Карма Кагью - на первой лекции в рамках фестиваля буддийской культуры в Москве в понедельник рассказал о "внутреннем Диснейленде", политкорректности, глупости и абсолютном зле.
Оле Нидал не в первый раз приезжает в столицу с лекциями о современном буддизме. На этот раз приезд ламы был приурочен к фестивалю буддийской культуры, который проходит 25 и 26 января в Государственном музее искусств народов Востока и в актовом зале Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФК).
Ученики ламы собрались на его лекцию из разных городов России, да и со всего мира - Америки, Германии, Австрии, Канады. По данным организаторов, всего собралось 2,5 тысячи человек.
Лама сидел на большой сцене на фоне портрета главы школы Карма Кагью Гьялвы Кармапы XVI и статуи Будды, рассказывал об "основополагающих вещах" в буддизме, прерываясь иногда на шутку и благословение.
Так, Нидал рассказал слушателям, как сломал ногу и почему теперь ходит с небольшим костылем.
"Это было ночью, несколько недель назад. Я спрыгнул с балкона, третья попытка была неудачной. С парашютом было бы, конечно, лучше прыгать... ", - сказал он.
В начале лекции лама поблагодарил всех тех, кто пришел, отметив, что такое огромное скопление людей напоминает "голливудскую свадьбу".
В своей лекции он отметил, что ложь, слабость, политкорректность могут погубить человека. Зачастую политкорректный человек вместо того, чтобы говорить то, что видит, говорит "идиотские" вещи. По его словам, нужно "предупреждать" политкорректных людей, так как они "запутанные" люди.
Нидал добавил, что человек часто забывает о причине и следствии, и начинает плохо обращаться с другим человеком, в связи с чем наступает так называемый "период варварства", и человек понимает, что счастлив не по-настоящему. У него появляется желание, добавил Нидал, открыться и чему-то научиться.
"У нас есть чувство, похожее на скачущую стрелку датчика: "Я лучше всех, я хуже всех, меня любят, меня ненавидят", так называемый внутренний Диснейленд", - заявил Нидал.
По его словам, у людей есть тенденция видеть "указующий на луну палец", но не видеть саму луну.
"Вот что создает проблемы. Это не дает нам проявить всю силу нашей будда-природы", - сказал Оле Нидал.
По его словам, нужно перестать верить, что существует нечто "абсолютно плохое".
По его мнению, у Сталина, у Гитлера были какие-то "слабинки". "Абсолютное зло "не может существовать", - добавил он.
По мнению ламы, отрицательная энергия всегда возвращается, и "плохое" всегда само себя разрушает.
"Глупость есть главная причина страдания", - сказал он.
"Наверняка можно устранить глупость, научить людей делать более правильный выбор, дать понять, что субъект, объект и действие являются частями целого, что все вещи постоянно оказывают друг на друга свое влияние", - считает лама.
По его мнению, если человек будет думать, что он лучше других, то только и будет, что жить в "ужасном" обществе.
По его словам, человек видит мир не таким, какой он есть: "мир красив, когда нам хорошо, мир труден, когда нам плохо". "Есть шанс развиваться, когда приходит осознание, что проблема создана нами", - сообщил Нидал слушателям.
Если человек сам что-то создает вокруг себя, то у него есть шанс что-либо изменить, в противном случае его поведение будет напоминать поведение ребенка, пояснил Оле Нидал.
Он напомнил о важности различать то, что происходит случайно и то, что имеет причины и следствия, напомнив советы, данные Буддой - для тела, речи и ума. Три совета для тела заключаются в том, чтобы защищать, а не вредить существам, давать им то, что нужно, но не красть, давать сексуальное счастье, но не подавлять.
Три совета для речи состоят в том, чтобы не лгать людям, а помогать, избегать раскола и повышать умственные способности. Для ума необходимо, напомнил он, желать людям счастья, не ненавидеть их и помнить, что зависть - глупое чувство.
Лама призвал мыслить ясно и выстраивать дистанцию для того, чтобы увидеть, что есть трагедия, а что - комедия. "Лучше встаньте на руки, но не бейте в лицо; лучше набейте рот жевательной резинкой, но не раньте другого", - сказал он.
Лама дал благословение детям и их родителям, а также своим новым ученикам. Общее благословение лама пообещал совершить на второй лекции во вторник, которая состоится в зале спорткомплекса Университета физкультуры.
В рамках фестиваля буддийской культуры в Москве в понедельник состоялся круглый стол "Буддизм: коммуникация, открытость, понимание", а также пресс-конференция "Буддизм, наука, коммуникация", в которых принял участие лама Оле Нидал, президент Российской ассоциации буддистов школы "Карма Кагью" Александр Койбагаров, управляющий делами Ацагатского дацана (Бурятия) лама Тарба Доржиев, первый заместитель директора Государственного музея Востока Татьяна Метакса, а также ученые-буддологи, представители российского буддизма, практикующие буддисты. Организаторы встречи специально провели для ламы экскурсию по Музею Востока.
Во второй день фестиваля пройдет мастер-класс по тханкописи (буддийской иконографии) в музее Востока, также будет представлена небольшая фольклорная программа.
Лама Оле Нидал - один из немногих западных людей, имеющий полную квалификацию ламы и мастера медитации. В 1968 году Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками главы школы Карма Кагью тибетского буддизма Гьялвы Кармапы XVI. Они стали первыми западными ламами после обучения в Гималаях под его руководством в 60-70-х годах и основали около 600 буддийских центров во всем мире. В течение нескольких лет они изучали буддийскую философию и проходили интенсивную медитационную подготовку. С 1973 года Лама Оле Нидал читает лекции и проводит медитационные курсы по всему миру.
Школа Карма Кагью относится к уровню Алмазного пути, одной из четырех основных школ тибетского буддизма. Она включает старые и новые учения, достигшие Тибета. Эта линия ориентирована на практику, внимание здесь уделяется медитации и непосредственному познанию природы ума под руководством учителя. Ее называют иногда "линией нашептывания", подразумевая устную передачу учения наиболее одаренным ученикам.