Демографический спад в России уже привел к тому, что количество абитуриентов в ряде вузов уменьшилось. Даже самые крупные университеты вынуждены сегодня идти в школы, чтобы помочь старшеклассникам выбрать свою будущую профессию. Об этом в интервью РИА Новости рассказала заместитель директора гимназии № 2 Екатеринбурга Светлана Расторгуева.
- Светлана Владимировна, можно ли сказать, что сегодня вузы «бегают» за абитуриентами? И как школа сотрудничает с университетом?
- Подобная ситуация действительно наблюдается: вузы сегодня предлагают школам сотрудничество в разных его вариантах. У нас, например, преподаватели Уральского государственного университета (УрГУ) вот уже несколько лет ведут подготовительные курсы – по экономике, математике, обществознанию. А в декабре прошлого года мы впервые решили совместно провести День науки. Деканы филологического, физического и других факультетов УрГУ читали лекции старшеклассникам. Для 5-8 классов были организованы уроки-сказки и интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «Колесо истории», «История человечества в археологических раскопках». Детям была также прочитана лекция о редких и исчезающих видах животных и растений.
- В чем была цель проекта «День науки», и как проходили уроки в 11-х классах?
- Во-первых, мы хотели разбудить в детях интерес к современной науке, показать, как можно применить на практике теорию из учебника. Некоторые увлекаются исследованиями еще с младшей школы – и целью нашей было развить, направить в нужное русло их творческий потенциал. А есть такие ребята, кто никогда не интересовался научной работой, поэтому уроки в рамках Дня науки помогли им взглянуть на нее с другой стороны.
Цель приглашения вузовских преподавателей в школу состояла и в том, чтобы они помогли школьникам в профориентации – ведь часто детям трудно выбрать, чем бы они хотели заниматься в жизни. А здесь им объяснили, что именно они будут изучать на том или другом факультете, чему смогут там научиться.
Уроки в этот день были обязательными для посещения и включали темы из разных областей науки. В нашей гимназии классы «гуманитарные» и «технические», и в обоих случаях одиннадцатиклассники могли найти для себя что-то интересное. Так, учащимся, которые выбрали будущей специальностью физику и биологию, особенно понравился урок заведующего лабораторией молекулярной генетики УрГУ. Речь на нем шла о геноме, нуклеотидах и ДНК. Декан физического факультета рассказал о новых направлениях развития науки в области наноматериалов и нанотехнологий.
Для «гуманитариев» более важной темой была тема о роли литературы в российской истории - об этом с ребятами беседовал декан филологического факультета. О проблемах формирования научной картины мира говорил декан философского. Также в рамках проекта проводились встречи с участником полярных экспедиций, сотрудником краеведческого музея и олимпиада по английскому языку.
- Трудно ли было деканам, привыкшим к общению с более взрослой аудиторией, проводить занятия для детей?
- Студенты первого курса мало чем отличаются от одиннадцатиклассников. Качественного изменения за одно лето между окончанием школы и поступлением в вуз не происходит. Разумеется, научная терминология для школьников слегка адаптировалась, материал преподносился более доступным языком.
Лекции детям понравились, хотя многим было непривычно и несколько тяжело воспринимать монологическую информацию целый урок. Но после занятия они могли задавать вопросы – в том числе и связанные с поступлением на факультет, который представлял лектор. Для кого-то научные увлечения – дело семейное. К примеру, одна из учениц сообщила, что ее брат изучает «евгенику», так что лекция по генетике, прочитанная преподавателем вуза, была для нее особенно интересна.
- Как будет развиваться сотрудничество школ с вузами в дальнейшем? И многие ли ваши школьники придут на День открытых дверей в УрГУ после Дня науки?
- На педагогическом совете мы уже решили, что собираемся сделать День науки традиционным – при этом в качестве лекторов будут приглашены не только вузовские преподаватели, но и студенты и аспиранты.
Факультеты, кроме того, организуют вузовские олимпиады – это тоже можно считать одной из форм сотрудничества со школами. Мероприятие имеет познавательно-игровой характер и способствуют развитию интереса к предмету и исследовательской работе. Отвечая на вопросы ребят, преподаватели рассказывали и о том, когда будут проводиться олимпиады на факультетах.
Многих одиннадцатиклассников интересовало, когда опять пройдут Дни открытых дверей. Если целью университета было привлечение большего числа абитуриентов в этом году, то она была достигнута. Но для нас более важно, что дети смогут лучше определиться с выбором своей профессии в будущем.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости