Режиссер Дмитрий Крымов проводит очередной театральный эксперимент. В юбилейном спектакле "Тарарарабумбия", приуроченном к 150-летию Антона Чехова, он объединил четыре пьесы Чехова - "Три сестры", "Вишневый сад", "Чайка" и "Дядя Ваня" - и задействовал непрофессиональных актеров.
Премьера состоится 28 января в рамках "Дней Чехова в Москве". Непонятное название спектакля автор не расшифровывает. По его словам, что кроется за странным словом, загадка - и для него.
- Что значит "Тарарабумбия"?
- Ничего. Это абракадабра. Не стоит искать за странным названием особый смысл. Необычное слово, передающее эмоциональное состояние в определенный момент. Может, так хочется вскрикнуть, когда вдруг убили барона в "Трех сестрах". Смысл за всем этим, несомненно, есть. Но какой именно - загадка. Это комплекс моих ощущений.
- Чехов считается классическим автором для театра. Конечно, его уже переделывали на разные лады и не только в нашей стране. Ваш спектакль тоже не классический. Можете ли вы пояснить эту тенденцию - превращать классику в своеобразную "Тарарабумбию"?
- Людям хочется разнообразия. Ведь в театр они приходят хорошо провести время. Думаю, им не интересно смотреть спектакли, которые играют так, как раньше. И нам, режиссерам, не интересно делать так, как раньше. Хочется придумать новое. Ведь театр - живое дело, это же не кино. Вот сейчас случилось - и никогда больше не повторится. Поэтому людям хочется посмотреть что-то особенное. Часто им даже накладки во время спектакля интересны - они помнятся дольше, чем само действие, потому что произошло то, чего не было запланировано. Все дело в "умности" сегодняшнего подхода. Ничего больше здесь даже не надо придумывать: людей надо заинтересовать, а сделать это можно, лишь рассказывая сегодняшнюю историю. В основе "Тарарабумбии" - чеховские пьесы, которые я очень люблю: "Три сестры", "Вишневый сад", "Чайка" и "Дядя Ваня". Спектакль по мотивам этих произведений. Это - абсолютно наша фантазия на тему мира Чехова.
- Юбилейный спектакль по Чехову возник - это попытка сделать коммерчески успешный проект, совпадение или что-то иное?
- Он сделан специально для юбилея и я совершенно не стыжусь и даже горжусь, что мне и моей компании - композитору Александру Бакши, художнику Маше Тригубовой, театру "Школа драматического искусства", предложили сделать спектакль для участия в Чеховском фестивале, от спектаклей которого, от всех этих кудесников мировой театральной культуры у меня "сносит голову". А если говорить о деньгах, то нам повезло, что даже в кризис слились небольшие возможности театра и такие же возможности Чеховского фестиваля. На это можно было "погулять". Ну, мы и "погуляли".
- В ваших спектаклях играют не только профессиональные актеры. Как происходит, к примеру, превращение художника в сценического героя?
- Я просто прошу человека выйти на сцену. Если он не против, то выходит. У нас, например, замечательно смотрятся на сцене театральные техники - у них особые лица, стать. Когда их одеваешь в костюмы, вообще глаз не оторвать. В этом спектакле они выполняют важную роль, не хуже, чем многие хорошие актеры. Все непрофессионалы прошли хорошую школу у Валерия Гаркалина, он их хорошо воспитал. Но когда на сцену выходит актер, сразу видно, что это не рабочий. Я работаю над тем, чтобы актер не выглядел как актер. Поэтому техник на сцене даже в чем-то предпочтительнее, с него не надо "смывать" ничего, его достаточно чуточку научить и все.
- А ему самому трудно?
- Технику? Если ему интересно, то совсем не трудно. Вот что значит трудно? Вы бы видели, как наша актриса училась на ходулях ходить или физическую работу выполнять на сцене: Но она старается, потому что ей интересно.
- Есть ли у вас планы на будущее, о которых вы готовы рассказать?
- Планы есть, конечно, но сейчас я не готов о них рассказывать. Сейчас все мысли о спектакле. Мы находимся на таком горнолыжном спуске, где главное - пройти очередной флажок.