Проект «Наша новая школа» требует от образовательных учреждений нового качественного подхода к обучению и его результатам. О том, что нужно для этого поменять в школьной системе, и почему детям неинтересно сегодня учиться, в интервью РИА Новости рассказывает доктор педагогических наук, профессор, президент Общественного института развития школы, заведующий кафедрой Московской высшей школы социальных и экономических наук Олег Лебедев.
- Олег Ермолаевич, в проекте «Наша новая школа» обозначены пять ее составляющих. Насколько они актуальны? И какой, на ваш взгляд, должна быть наша новая школа?
- Она должна отличаться новым содержанием образования, иной квалификацией педагогических кадров, вниманием к одаренным детям, заботой о здоровье детей, иной учебно-материальной базой, как заявлено и проекте. Это очевидно и понятно, но, на мой взгляд, не раскрывает сущности изменений, которые важно осуществить в системе школьного образования.
Главное отличие новой школы от той, какая у нас сейчас, должно заключаться в ином характере отношений между участниками образовательного процесса.
Мы наблюдаем сейчас опасную тенденцию: отчуждение детей от школы. Все большему их числу в школе неинтересно. По исследованиям, ведущимся в Санкт-Петербурге с 1993 года, в 90-е годы доля их составляла 5% –9%, в 2005 и 2007 годах уже 12% и 21%. Результаты 2009 года будут опубликованы в ближайшее время, но вряд ли ситуация изменилась к лучшему.
Школа утратила позиции монополиста общеобразовательных знаний. Появились новые образовательные институты, новая информационная среда. Многие сведения, которые традиционно давала школа, сейчас можно получить вне ее и более комфортными способами.
Чтобы выйти на новое качество образования, школа должна учесть появление информационной среды и отказаться от принуждения к обучению.
- Но ведь у нас обязательное для всех общее образование…
- Да, и вся советская система образования строилась на идеологии долга. Ребенок обязан учиться в школе - это его долг перед Родиной. Учитель обязан выполнять свой профессиональный долг в любых условиях, даже если школа не обеспечена ресурсами. В результате – смысл приобретаемых знаний ученику может быть далеко не всегда ясен.
Известный педагог Михаил Щетинин проводил однажды опрос в 4 – 10 классах: какие чувства дети испытывают, когда звенит звонок на урок. «Мне радостно» – ответили четверо четвероклассников, более 250 детей сказали: «Мне тревожно». То есть школа выступает, прежде всего, источником неприятностей. Запускается механизм принудительности: учение мне не в радость, а учусь, потому что должен.
- Чем же в таком случае должно быть наполнено образование?
- В Советской педагогической энциклопедии 60-х годов образованием именовался процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Но при таком подходе школа, образно говоря, начинает превращаться в склад стройматериалов. Однако задача не в том, чтобы накопить их, а научить детей строить из них дом.
Сейчас формируется иной взгляд на образование. Под образованием, скорее, понимается процесс развития способностей к самостоятельному решению проблем на основе освоенного опыта.
Есть и методические пути изменений характера образования - то, что называют компетентностным подходом. Чтобы реализовать его, требуются изменения во многих аспектах образовательной системы.
Надо сокращать объем материала, который должен быть непременно изучен, а больше времени отводить на осмысление, упражнения, обсуждения. Должна меняться система оценивания: сейчас она строится на подсчете недостатков, а не на выявлении достоинств в ответе. За всем этим должна стоять иная квалификация учителя и иная оценка его работы.
Это глубокая реформа школьного образования, которую нельзя осуществить одномоментно, она требует поэтапного освоения.
- Когда можно ожидать ее результатов?
- Ее рубежом в соответствии с современной моделью образования станет 2020 год: стратегические планы развития школы рассчитаны до того времени.
В этом году в первый класс пришли дети, которые закончат школу в 2020 году, и если мы хотим добиться изменений, что-то должно меняться для этих детей каждый год.
Должна формироваться ориентация не столько на послушание и исполнительность, сколько на инициативу, самостоятельность, творчество и умение решать те задачи, с которыми встречаются люди в жизни – от самых утилитарных проблем до мировоззренческих.
Школа, которая формировалась как школа долга, должна становиться школой права на образование, права, за реализацию которого в значительной мере отвечает и ученик. Это школа, в которой расширены его возможности – в выборе образовательных программ, собственной образовательной траектории, но вместе с тем и повышена ответственность за этот выбор.
Образование должно приобретать иной смысл: я учусь не потому, что обязан, а потому, что без этого не могу.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости