МОСКВА, 21 янв - РИА Новости. Пенсионная система РФ нуждается в дальнейшем реформировании для решения проблемы ее дефицита, но у экспертов и чиновников пока нет единого мнения, в каком направлении нужно продолжать реформу. Таковы итоги обсуждения этой темы в четверг на "круглом столе" в рамках международной конференции "Россия и мир: вызовы нового десятилетия".
В ходе своих выступлений эксперты высказывали мнение, что переход с уплаты ЕСН на страховые взносы не решит проблемы дефицита пенсионной системы, при ее нынешней модели не поможет и повышение возраста выхода на пенсию.
Как сообщил модератор панели, президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, доклад по итогам обсуждения будет направлен вице-премьеру Александру Жукову, курирующему вопросы соцобеспечения.
Прогноз неутешительный
Благодаря беспрецедентному повышению и валоризации пенсий, власти РФ в ближайшие годы обеспечат желаемый коэффициент замещения пенсией утраченного заработка в почти 40% (от прежней зарплаты работника), но этого эффекта хватит не более чем на 10 лет, предупреждают эксперты.
По расчетам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, повышение страхового тарифа с 2011 года до 34% с нынешних 26% повысит обеспеченность пенсионной системы всего на 5-7 процентных пунктов с текущих 50%. Как следствие, уже к 2020 году коэффициент замещения может вернуться на уровень 2009 года, с 2030 года он может опуститься до 25%, а после 2040 года - до 20%. По мнению Гурвича, путем повышения тарифа проблему не решить, так как в этом случае его нужно будет поднять до 60% с нынешних 26%. А если решать проблему бюджетными трансфертами, то к 2050 году они достигнут 13% ВВП и будут "съедать" практически все доходы федерального бюджета.
Корень этой проблемы, как уже неоднократно говорилось, в демографии - после 2030 года число пенсионеров в РФ сравняется с числом работающих, "пенсионная" нагрузка на бюджет значительно увеличится. По мнению экспертов, проблему нужно решать, расширяя инструменты инвестирования пенсионных средств за счет высокодоходных и рискованных активов, а также постепенно замещая обязательное пенсионное страхование добровольными накоплениями граждан.
Как указал в своем выступлении эксперт Всемирного банка Хайнц Рудольф, в России "чрезвычайно низкий пенсионный возраст" и очень большая часть пенсионеров моложе 50 лет. Если в странах ОЭСР до 70% населения отчисляет страховые и накопительные взносы на пенсии, то в РФ они поступают только от половины населения. Все эти обстоятельства грозят дальнейшим ростом дефицита пенсионной системы и неизбежным снижением коэффициента замещения.
В пути кормить не обещают
В ходе почти пятичасового обсуждения эксперты высказывали самые разные предложения - отказаться от базовой пенсии, трансформировав ее в страховую, передать в фонд будущих поколений высоколиквидные активы, предназначенные для приватизации, сократить либо отменить привилегии по досрочному выходу на пенсию, наконец, повысить пенсионный возраст, но не "с кондачка", а за десять лет предупредив об этом будущих пенсионеров.
Пожалуй, самые радикальные предложения в ходе обсуждения высказал бывший министр труда и социального развития РФ, а ныне сенатор Александр Починок, "приложивший руку" к пенсионной реформе 2002 года, в ходе которой трудовая пенсия россиян была разделена на три части - базовая, страховая и накопительная.
Теперь он предлагает оставить за государством только обязательства перед нынешними пенсионерами, а молодых граждан обязать самим копить себе на пенсии всеми доступными способами. Правда, Починок все же считает необходимым страховать добровольные пенсионные накопления, но именно "риски в конце пути" - на момент выхода граждан на пенсию.
"Тех, кто сейчас выходит на пенсию, нужно взять на гособеспечение и ежегодно индексировать их пенсии. А новому поколению сказать: сколько заработаете - столько и будете иметь. Государство не способно обеспечить всем райскую жизнь. Нужно позволить людям и обязать их направлять средства на накопления (пенсий)", - сказал Починок.
Он предлагает также отказать от практики информирования граждан о том, сколько у них на данный момент средств на пенсионном счете. "Кризисы никто не отменял, цикличность мировой экономики никто не отменял", - отметил Починок. По его мнению, в отношении пенсионных накоплений с большим горизонтом инвестирования рискованные инструменты оправданы, но по мере приближения к сроку выхода гражданина стратегия размещения его накоплений должна становиться более консервативной.
Связь поколений
Представители профильных министерств не согласны с сенатором Починком. По мнению замглавы Минздравсоцразвития Юрия Воронина, нельзя разрывать "договор поколений" и отказываться от распределительной системы, равно как и от досрочного выхода на пенсию учителей, шахтеров и других категорий. "Мы не можем задним числом отказаться от советских обязательств, в том числе и от льготных пенсий", - заявил Воронин.
Он считает оптимальным нынешнее соотношение распределительной и накопительной частей российской пенсионной системы. В то же время чиновник полагает, что в 2002 году накопительный компонент был неправильно "втиснут" в систему обязательного пенсионного обеспечения, и императивное регулирование сдерживает дальнейшее развитие накопительной системы. "Нужно планомерно и поэтапно вывести его из системы обязательного страхования и перевести в плоскость гражданско-правовых отношений", - предложил замминистра.
Правовой статус пенсионных накоплений, в частности право собственности на эти деньги, в российском законодательстве не отрегулирован, и в дальнейшем это может привести к коллизиям, полагает он. Воронин указал и на то, что негосударственные пенсионные фонды не могут гарантировать пожизненные выплаты пенсии, они рассчитаны только на 5-10 лет.
Разговорить молчунов?
В порядке дискуссии Воронин предложил также проработать на экспертном уровне тему "молчунов" - граждан, чьи накопления по умолчанию остаются в государственной управляющей компании - Внешэкономбанке с более консервативной инвестиционной стратегией. Он считает возможным передать работодателям (а именно они осуществляют страховые выплаты за своих работников) право принятия решения, оставить средства в ВЭБе или перевести их в частную управляющую компанию. Он также указал, что степень рискованности управления пенсионными накоплениями должна находиться в обратной пропорции от возраста будущего пенсионера.
Замглавы Минэкономразвития Александра Левицкая высказала более консервативную позицию. Она считает, что большая часть "молчунов" вполне осознанно оставляет свои накопления в госкомпании. О степени доверия государству говорит и тот факт, что свыше двух миллионов россиян, а это почти треть граждан, вступивших в накопительную систему, в прошлом году приняли участие в программе софинансирования пенсий.
По оценке замминистра, принятые ранее властями решения, в том числе по налогообложению негосударственных пенсионных фондов, еще дадут эффект, и нужно не спешить, а подождать, как изменится поведение населения. В то же время Левицкая указала, что в период финансовой нестабильности властям придется принимать "нестандартные решения".