ОРЕНБУРГ, 21 янв - РИА Новости. Беляевский районный суд Оренбургской области вынес в четверг приговор в отношении бывшего директора местной школы Ларисы Цеповяз, которая обвинялась в халатности, ставшей, по версии следствия, одной из причин гибели пяти девочек при обрушении школьного здания. До вступления приговора в силу она будет оставаться под подпиской о невыезде.
В учебный день 1 октября 2008 года в средней школе Беляевки рухнула стена и лестничные марши с первого по третий этажи. Погибли пять учениц 11-го класса. Еще четыре человека, в том числе трое детей, получили травмы.
В ходе следствия обвинение было предъявлено бывшему главе отдела образования Беляевского района Нине Ихневой и директору школы Ларисе Цеповяз. Их действия квалифицированы по части 3 статьи 293 УК РФ (халатность), которая предусматривает лишение свободы на срок до семи лет.
По версии следствия, тяжкие последствия при обрушении школы явились результатом ненадлежащего исполнения обвиняемыми своих должностных обязанностей в плане охраны труда, проведению своевременного обследования технического состояния здания и его ремонта.
Дело каждой из обвиняемых выделено в отдельное производство. Дело в отношении Нины Ихневой Беляевский районный суд начал рассматривать в общем порядке 20 января. Дело в отношении Ларисы Цеповяз по ее ходатайству рассматривалось в особом порядке.
Приговор
Зал заседаний Беляевского районного суда был переполнен. Помимо представителей сторон и журналистов, сюда пришли и родители погибших девочек. Приговор по делу оглашала председатель суда Любовь Сковородка.
Согласно материалам приговора, в 10 часов утра от рабочих, которые производили демонтаж окон на первом этаже школы, Лариса Цеповяз узнала о "появившейся и динамически развивающейся трещине" в стене здания. Она должна была сразу принять меры по эвакуации педагогов и детей из школы.
"Об этом же ей прямо сказал в 10.30 главный архитектор Беляевского района, прибывший по ее вызову. При очевидности аварийной ситуации Цеповяз, легкомысленно полагая, что угроза отсутствует, не приняла действенных мер и вообще не поставила в известность о происходящем учащихся и педагогический состав", - говорится в приговоре.
Зная и о ветхости здания, и о том, что оно много лет обходится без какого-либо капительного ремонта, Лариса Цеповяз не объявила эвакуацию, потому что "боялась скомпрометировать себя перед руководством". В 10.30 она позвонила Нине Ихневой, второй обвиняемой по делу, и рассказала о случившемся. При этом следствие выяснило, что директор заверила своего начальника, что по поводу трещины в стене принимаются все необходимые меры. В 11.30 Цеповяз получила от специалистов администрации района "категоричные указания" по эвакуации детей и педагогов, но вновь не приняла мер. Вместо этого она распорядилась дать звонок об окончании урока на 10 минут раньше, после чего приказала всем учителям собраться на совещание. После совещания началось обрушение. Пять школьниц, которые находились в фойе школы на первом этаже - именно в том месте, где через минуту произойдет обрушение - об опасности не знали ничего.
Приговор - два года лишения свободы в колонии-поселении. В качестве дополнительного наказания, о котором перед судом ходатайствовало обвинение - прокуратура Беляевского района - судья Сковородка назначила Ларисе Цеповяз запрет занимать руководящие должности сроком также на два года. А до вступления приговора в законную силу экс-директор будет находиться под подпиской о невыезде.
Зачитав приговор, судья повернулась к стоящей рядом Ларисе Цеповяз: <Вам приговор ясен? - бывший директор школы стояла с бледным лицом, и "да" ответила без голоса, одними губами. Более мягким тоном Любовь Сковородка продолжила: "Сейчас вы должны подписать решение суда, после чего до вас будет доведено, как вам предстоит следовать до места отбытия наказания", и вновь деловым тоном резюмировала: "Судебное заседание объявляется закрытым".
В совещательную комнату Лариса Цеповяз в сопровождении судебных приставов следовала молча, опустив голову и не проронив ни слова, хотя вопросы к ней сыпались со всех сторон. Но известно, что в ходе следствия экс-директор школы буквально "сидела" на лекарствах, а решение о проведении суда в особом порядке пояснила тем, что не выдержит, если ей предстоит в очередной раз повторять в подробностях события того дня.
Согласные и несогласные
На вопрос, будет ли гособвинение подавать кассацию на приговор в Оренбургский областной суд, заместитель прокурора Беляевского района Александр Вербицкий сообщил, что пока затрудняется ответить.
"Мы будем изучать приговор, после чего и определим свою дальнейшую позицию по этому вопросу", - сказал Вербицкий журналистам после окончания вынесения приговора по делу Цеповяз.
Что касается позиции прокуратуры по поводу Нины Ихневой, уголовное дело в отношении которой рассматривается в эти дни в Беляевском райсуде, Вербицкий ответил: "Мы пока не знаем, на каком наказании будет настаивать обвинение. Обвинение по Ихневой будет настаивать на том, что будет определено и доказано в ее отношении в ходе судебного разбирательства".
В свою очередь, адвокат Ларисы Цеповяз Сергей Селезнев также сообщил, что не может пока сказать, будет ли сторона защиты подавать кассационную жалобу. "С моей подзащитной мы этот вопрос пока не обсуждали, поэтому я затрудняюсь ответить", - сказал он.
Адвокат также не стал комментировать приговор суда, вместе с тем отметив, что у него есть определенные замечания.
"Мы согласны с тем, как это было квалифицировано, но мы не согласны с тем, какие обороты были допущены. Например, о том, что она (Лариса Цеповяз) знала об аварийной ситуации, знала о ветхости здания школы. Об этом никто не знал. В школе (ранее) были заменены крыша, батареи, менялись окна - ни о какой ветхости нельзя говорить. Что касается того, что она не приняла меры - это тоже неверно, ведь она сразу позвонила специалистам, а им, как специалистам, как говорится, и карты в руки", - отметил Селезнев.
По его мнению, Лариса Цеповяз принимала усилия, которые, по ее мнению, были адекватны ситуации, просто "они были недостаточны".
"Обрушение носило непрогнозируемый характер. Есть документы, подтверждающие это. Об этом (угрозе обрушения) никто заранее не знал", - уверен Селезнев.
Простые жители Беляевки - те, кого события 1 октября 2008 года не коснулись так, как родителей погибших девочек - стараются не вспоминать о трагедии.
"Слышала, что суд должен быть, - ответила на вопрос корреспондента РИА Новости Нина Сергеевна, пенсионерка. - Ну, пусть решают, пусть, - а на вопрос, считает ли она наказание Ларисе Цеповяз справедливым, махнула рукой: - Если решили, что она виновата - наверное, так и есть, хотя там ведь и другое начальство тогда было. Два года, десять лет - жизнь-то все равно сломана, и у нее, и у других. Ей, думаете, легко?".