Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Россия и США возобновляют переговоры по условиям нового договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). По сообщениям американских источников, в ближайшее время в Москву должна прибыть представительная делегация, возглавляемая советником президента США по национальной безопасности генералом Джеймсом Джонсом и председателем объединенного комитета начальников штабов адмиралом Майклом Малленом.
Возросший уровень переговорщиков показывает, что стороны приближаются к заключению нового договора о СНВ, подготовка и обсуждение условий которого стали одной из главных тем минувшего года. Призванный заменить договор СНВ-1, заключенный еще между СССР и США, срок действия которого истек 5 декабря 2009 года, новый договор должен был быть заключен до конца года, однако добиться этого не удалось. Вместе с тем, стороны ожидают, что договор будет заключен в ближайшее время. Комментируя работу над новым основополагающим документом в сфере ядерного разоружения, президент России Дмитрий Медведев заявил: «Недопустима ситуация, которая когда-то сложилась в советский период, когда СССР эти документы ратифицировал, а США этого не делали».
«Или мы подготовленный договор, который будет просчитан и будет отражать наши представления о стратегических ядерных силах на будущее, вместе ратифицируем, или этот процесс не может состояться», — сказал он.
Следует отметить, что вопрос одновременной ратификации договора является ключевым – на сегодняшний момент в истории взаимоотношений России и США есть немало примеров затягивания ратификации соглашений об СНВ под различными надуманными предлогами. Например, подписанный в 1979 году договор ОСВ-2 так и не был ратифицирован американским сенатом.
На сегодня такая ситуация недопустима, поскольку в условиях резкого количественного сокращения стратегических ядерных сил любое изменение в ту или иную сторону означает достаточно сильные колебания баланса, и выполнение договора одной из сторон при невыполнении его другой может подорвать сохраняющийся паритет между Россией и США в области ядерных потенциалов. В результате, как заметил президент России, договор действительно имеет смысл подписывать только при условии его одновременного вступления в силу для обеих сторон.
Известно, что на сегодняшний день позиции России и США согласованы по ряду спорных вопросов: ограничение числа носителей 700-750 единицами, снятие ограничений с районов развертывания и патрулирования подвижных грунтовых ракетных комплексов, и даже по условиям подсчета носителей, исключающим создание так называемого «возвратного потенциала». Главным спорным вопросом на сегодня остается проблема развертывания США глобальной системы ПРО. Россия настаивает на том, что договор должен ограничивать возможное развертывание систем ПРО, а США не соглашаются связывать себя соответствующими ограничениями.
Вместе с тем, добившись от США уступок по вопросу возвратного потенциала и контроля над развертыванием мобильных комплексов, Россия может пойти на уступки по вопросу ограничений на развертывание ПРО, которое в этом случае в значительной мере теряет свою ценность. Ведь перехват межконтинентальных баллистических ракет в условиях отсутствия в обозримом будущем эффективных средств ПРО, основанных на новых физических принципах, возможен только при заранее известном, хотя бы приблизительно, месте их старта. И даже тогда вероятность успеха довольно мала. В случае же если возможный район запуска слишком велик, вероятность успешного перехвата снижается на порядки.
Говоря о причинах готовности США идти навстречу России в обсуждении условий договора о СНВ, нельзя не отметить популярную точку зрения, утверждающую, что в обмен на соответствующие уступки Вашингтона Москва должна будет изменить свою позицию в отношении афганского и возможного иранского конфликта.
Вопрос о том, что ценнее для США, должен волновать американских политиков и общественность. Для России же очевидно, что даже успешно подписанный и ратифицированный договор по СНВ не стоит втягивания страны в войну.
Поэтому высшим достижением российской дипломатии будет исход, при котором новый договор удастся подписать, ограничившись обещаниями «моральной поддержки» США в военных конфликтах, и помощью в виде предоставления транзитных коридоров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции