Первые бизнес-тренинги появились в России с началом перестройки. Как нынешний кризис повлиял на их качество и какие новые направления становятся сегодня востребованными, в интервью РИА Новости рассказал директор московской Школы менеджеров «Арсенал» Виталий Булавин.
- Виталий Сергеевич, как изменилось отношение к бизнес-тренингам в обществе за последние 20 лет? Сказался ли кризис на спросе на них?
- В 90-е годы львиную долю аудитории нужно было завоевывать. Сейчас люди больше готовы учиться, их уже не надо «встряхивать», чтобы они открылись новой информации. Но и компании теперь стали требовательнее. В них лучше теперь понимают, каких результатов необходимо достичь, какие тренинги для этого предпочтительнее.
Рынок тренингов с началом кризиса сжался: компании резко сократили затраты, будучи заинтересованы в том, чтобы сотрудник эффективно выполнял свою работу, а не развивался вообще. 90% менеджеров учатся по корпоративным программам, однако компания не может быть уверена, что сотрудник не уйдет после того, как повысит свою квалификацию за счет фирмы – вот компании и остерегаются сейчас платить за обучение менеджеров, и это касается не только тренингов, а в еще большей степени тех же программ МВА, например.
- Каких результатов помогают добиться тренинги?
- Есть два уровня тренингов. Первый – программы старого поколения, их целью является решение одной из проблем, она и выносится обычно в название «Эффективные продажи».
Тренинги нового поколения не пытаются вырвать из контекста деятельности компании одну какую-то цель, задачу, проблему, а рассматривают их системно.
- Можно ли измерить эффект от тренинга, и что влияет на успех его проведения?
- Эффект может проявиться далеко не сразу. На это влияет множество факторов. Во-первых, система мотивации и качество менеджмента в самой компании. Если сотрудник недостаточно мотивирован, то и после обучения он не обнаружит в себе достаточного стимула к росту продаж или чего-то еще, на что был рассчитан тренинг. Во-вторых, большую роль играет мастерство и талант тренера.
Сверхэффекта обычно добивается всего 3-5% обучающихся, и задача тренера – увеличить этот процент.
Успех тренинга зависит от того, как удается управлять этим процессом, для чего перед началом занятий тренеры несколько дней изучают обстановку в компании и беседуют с сотрудниками, для которых будут проводить тренинг.
- Отличаются ли российские тренинги от западных?
- Тренинги американского типа рассчитаны на срок не более двух дней, чтобы люди в группе не успели завязать личных отношений. Считается, что это лишнее и к работе относиться не должно.
Русским менеджерам требуются более длительные программы, чтобы поближе познакомиться с людьми, с которыми придется взаимодействовать, русские люди «живут» в организации, а не только работают.
Менеджмент в России никогда не будет таким, как на Западе – у нас другая культура. В начале 90-х все стремились обучаться у иностранцев. Сейчас все тренинги разрабатываются российскими специалистами, либо адаптируются к отечественной практике.
- Какие способности стараются развить компании в своих сотрудниках?
- В последние годы подскочил спрос на программы по регулярному эффективному менеджменту. При этом в некоторых компаниях считают, что «креативом» должно заниматься лишь руководство, а рядовым менеджерам надо развивать способность к строгой и четкой исполнительской работе.
Но по мнению специалиста по стратегическому управлению, профессора госуниверситета – Высшей школы экономики Геннадия Константинова, который проводит у нас семинары, такой подход может быть опасен для компании в будущем. И здесь я с ним полностью согласен – для того, чтобы бизнес развивался, нужны инициативные и самостоятельные, а не только исполнительные сотрудники.
- Какие бизнес-тренинги становятся сейчас более востребованными?
- Наши клиенты – это в основном топ-менеджеры: из 850 компаний, с которыми мы сотрудничаем, в 450 хотя бы раз в году учатся первые лица. Многие из них приходят на тренинги более десяти лет подряд, развивая у себя различные навыки.
Среди руководства компаний сейчас возник спрос на тренинги по развитию креативности с помощью разных сфер искусства. Так, недавно мы разработали программу «Аrt & management». Ее идея состоит в том, что изучение художественной культуры развивает способность принципиально глубже, системнее воспринимать новую информацию, мыслить нетривиально. Это должно помочь обострить у человека чувствительность к тому, какие изменения должны произойти в обществе.
Бизнес, как и мир в целом, постоянно нуждается в инновациях. И менеджер, причем не обязательно руководитель, должен чувствовать: сейчас в его бизнесе возникла необходимость в каком-то принципиальном изменении, и он должен суметь предложить что-то новое. А для этого он должен учиться всю жизнь, и тренинги, на которых он развивает способности, должны быть разнообразными.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости