Роман Надирян, РИА Новости (Ереван – Москва).
2010-й год начался если не активизацией процесса армяно-турецкого диалога, а также хода урегулирования карабахского конфликта, то, во всяком случае, интенсивными обсуждениями этих тем на высоком международном уровне.
Речь идет о визите в Россию премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, поездке министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван и визите президента Армении Сержа Саргсяна в Москву.
Эрдоган и Владимир Путин обсуждали вопросы энергетического взаимодействия, строительство Россией АЭС в Турции, сотрудничество в нефтегазовой сфере, вопрос о переходе на безвизовый режим между двумя странами, прокладку по территории Турции «Южного потока», а также – армяно-турецкие отношения. Двум странам крайне нужно беспрепятственное сухопутное сообщение, которое сможет осуществляться не только через Грузию, но и через территорию Армении и Азербайджана, что станет возможным после открытия армяно-турецкой границы и серьезного продвижения в карабахском вопросе.
Почти в то же время министр иностранных дел РФ Лавров находился в Ереване, где на встречах с президентом Армении Сержем Саргсяном и министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном обсуждал вопросы развития армяно-российских торгово-экономических связей, а также вопрос урегулирования нагорно-карабахской проблемы и нормализации армяно-турецких отношений. Лавров вновь подчеркнул позицию России, озвученную премьер-министром Путиным: нецелесообразно увязывать в один пакет решение нагорно-карабахской проблемы и вопрос нормализации армяно-турецких отношений.
Напомним, что осенью 2009-го, когда были подписаны армяно-турецкие протоколы, ситуация как будто сошла с мертвой точки, хотя говорить о каких-либо серьезных подвижках в армяно-турецких отношениях пока преждевременно. Что касается карабахского урегулирования, то значительных, во всяком случае, озвученных достижений пока нет.
Майендорфская декларация, призывающая стороны к политическому диалогу, подписанная и Саргсяном и Алиевым, фактически потеряла свою значимость после нескольких заявлений азербайджанской стороны о возможности силового разрешения конфликта.
Переговорный процесс по Нагорному Карабаху ведется вокруг Мадридских принципов, предполагающих отвод армянских войск из пяти районов вокруг Карабаха, а впоследствии и из оставшихся двух, допуск миротворцев в зону конфликта, возвращение беженцев, налаживание коммуникаций. И оставляет главный вопрос – вопрос статуса Нагорного Карабаха – фактически открытым. Его предполагается определить в ходе референдума, срок проведения, формат и электоральный состав которого не определены. При этом как вообще возможны подобные переговоры, если стороны будут не готовы к взаимным уступкам, представить сложно.
Встреча Медведева и Саргсяна в Москве была призвана, в том числе, подготовить намечающуюся трехстороннюю встречу президентов Армении, Азербайджана и России. Возможно ли ожидать в ее ходе немедленного прорыва? Во всяком случае, Москва будет всячески стараться убедить президентов Алиева и Саргсяна в необходимости достижения взаимоприемлемых формулировок.
В подобной ситуации непривязка армяно-турецкого вопроса к процессу карабахского урегулирования может ослабить позиции Баку, где весьма ревностно относятся к любым высказываниям турецкой политической элиты и переговорам с Арменией без учета карабахского вопроса. Впрочем, в Баку, кажется, полагают, что Москва, в свою очередь, при необходимости может надавить на Ереван для достижения неких подвижек.
Сегодняшняя позиция России, призывающая не связывать оба вопроса, и в то же время активно желающая разрешения обеих проблем Южного Кавказа, - уже продвижение. Найдут ли в себе политическую волю стороны конфликтов пойти на компромиссы здесь и сейчас – главный вопрос переговоров вообще и инициированного российским президентом трехстороннего саммита в частности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции