Сегодня, 20 января, исполняется 90 лет со дня рождения без преувеличения величайшего режиссера Федерико Феллини.
Итальянский кинорежиссер, сценарист Федерико Феллини (Federico Fellini) родился 20 января 1920 года в Римини (Италия) в семье коммивояжера.
В возрасте 12 лет Федерико сбежал из дома, чтобы присоединиться к бродячему цирку, но уже через месяц полицейские вернули его домой.
После школы, сменив ряд временных работ, он 1938 году уехал во Флоренцию, где писал рассказы и рисовал карикатуры для сатирического журнала.
Переехав весной 1939 года в Рим, Феллини стал сотрудником журнала «Марк Аврелий», где вел постоянные рубрики и публиковал иллюстрированные юмористические рассказы. Он также работал страховым агентом, наборщиком в типографии, оформителем витрин, писал скетчи для радио; некоторое время учился на юридическом факультете Римского университета.
В редакции он познакомился с режиссером Стефано Ванциной (Стено), благодаря которому при посредничестве актера Альдо Фабрици в 1939 году попробовал свои силы в кино. Как гэгмен Феллини участвовал в написании сценариев ряда комедийных фильмов.
Осенью 1943 года Феллини женился на Джульетте Мазине, исполнительнице роли Паллины на радио в написанных им скетчах, брак с которой знаменовал их полувековое творческое сотрудничество.
Знакомство в 1945 году с Роберто Росселини, «отцом неореализма» значительно повлияло на мировоззрение и будущее творчество Феллини, который на протяжении первых послевоенных лет выступал соавтором сценариев фильмов Росселини, а также сотрудничал как драматург с другими режиссерами-неореалистами.
Совместно с Альберто Латтуадой он поставил свой первый фильм «Огни варьете» (Luci Del Varietа, 1950), а следом по сценарию Микеланджело Антониони комедию «Белый шейх» (Lo Sceicco Bianco, 1952).
Одновременно с новеллой «Брачное агентство» (Un Agenzia Matrimoniale) для альманаха «Любовь в городе» (Amore In Cittа, 1953) Феллини снял оригинальный, навеянный автобиографичными мотивами фильм «Маменькины сынки» (I Vitelloni, 1953), групповой портрет нового поколения молодых провинциалов.
Фильм «Дорога» (La Strada, 1954) принес Феллини и исполнительнице главной роли Джульетте Мазине мировую известность и приз «Оскар», но в Италии картина подверглась достаточно резкой критике за окончательный разрыв с канонами неореализма. «Дорога» сыграла весьма существенную роль в развитии киноискусства, показав возможность притчевого построения общепонятного фильма.
Последующие фильмы «Мошенничество» (Il Bidone, 1955) и «Ночи Кабирии» (Le Notti Di Cabiria, 1957) уже своим выбором героев маргиналов этот отход упрочили.
В 1959 году вышел фильм «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita) – рассказ о молодом человеке из провинции, который осознает всю порочность и пустоту жизни в большом городе, но не может противиться соблазну. Во всем мире фильм был встречен как горькая и едкая сатира на пошатнувшиеся европейские ценности; он также стал поворотным моментом в творчестве Феллини.
Авторский шедевр – «Восемь с половиной» (Otto E Mezzo, 1963), с явными автобиографическими аллюзиями в образе режиссера в исполнении Мастроянни, решительно обновил киноязык и повлиял на несколько поколений кинематографистов мира. Фильм получил главный приз на Московском кинофестивале.
После затяжного кризиса 1960-х годов появилась картины «Джульетта и духи» (Giulietta Degli Spiriti, 1964), в конце десятилетия Феллини снял для американского телевидения фильм «Феллини-блокнот режиссера» (1969, США), а следом – автобиографическую трилогию «Клоуны» (I Clowns, 1970, телефильм), «Рим» (Roma, 1972) и «Амаркорд» (Amarcord, 1973).
Личностную мифологизированную трактовку античности и истории 18 века представляли его ленты «Сатирикон-Феллини» (Satyricon, 1969) и «Казанова Федерико Феллини» (Il Casanova Di Federico Fellini, 1976).
Емкая философская притча «Репетиция оркестра» (Prova D'orchestra, 1978) возродила былую универсальную, в основе своей новаторскую потенцию маэстро.
Последнее десятилетие творчества при всем разнообразии снятых в нем фильмов – саркастический антифеминистский памфлет «Город женщин» (La Cittа Delle Donne, 1980), ностальгические вариации на темы модерна как «большого стиля» в ленте «И корабль плывет» (E La Nave Va, 1983), антителевизионный шарж «Джинджер и Фред» (Ginger E Fred, 1985), попурри на собственные кинематографические темы в «Интервью» (Intervista, 1986) и поэтическая аллегория «Голос луны» (Le Voce Della Luna, 1990) – развивалось под знаком общепризнанного во всем мире академизма.
В течение четырех десятилетий, с 1954 года и до своей смерти (31 октября 1993 года), Федерико Феллини был признанным представителем европейского кино в мировой киноиндустрии. Он завоевал четыре «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм», а в 1993 году был удостоен Специальной премии Американской академии киноискусств за вклад в искусство кино.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников