Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Владимир Путин провел в Воронеже очередное специальное совещание, посвященное проблемам оснащения армии современным вооружением. Главной темой совещания была поставка в Вооруженные силы новейших автоматизированных систем управления войсками.
На сегодня связь и автоматические системы управления остаются одной из болевых точек армии, которая по-прежнему опирается на устаревшие системы в основном советского производства. Еще в 2000 году была начата разработка новой системы управления тактического звена, головным разработчиком которой стал воронежский концерн «Созвездие». Первые образцы уже поступили в войска, однако по информации из ряда источников, они не отличаются надежностью и простотой в управлении, хотя, возможно, это лишь «детские болезни», которые в дальнейшем будут исправлены.
Отдельной проблемой является финансирование закупок новых систем, которое пока не позволяет переоснащать современной радиоэлектроникой более чем одну бригаду (из более чем 80 имеющихся) ежегодно, что недопустимо мало.
Роль современной электроники в войсках трудно переоценить, особенно в нынешних условиях, когда практически все развитые страны мира, включая Россию, работают над созданием «электронного поля боя» - единой системы управления, которая позволит в режиме реального времени осуществлять обнаружение целей, обмен информацией, целеуказание, выдачу приказов, контролировать состояние войск и техники и т.д.
Подобные системы управления на порядок уменьшают время, необходимое для передачи приказов войскам, до отдельного солдата включительно, что дает значительное преимущество в боях с противником, не имеющим такой аппаратуры, и является необходимым условием в столкновении с современной армией.
В результате отставание России в разработке и внедрении подобной техники в перспективе грозит армии консервацией и даже усугублением разрыва в оснащенности по сравнению с вооруженными силами, например, ведущих стран НАТО и ряда других государств.
При этом нужно отметить, что разработка автоматизированных систем управления войсками началась в России еще когда в 80-х годах проходила испытания система управления «Маневр», заслужившая одобрение как со стороны военных, так и в промышленности. Однако распад СССР и последовавшие события не позволили довести эти работы до логического завершения, и в начале 2000-х годов их потребовалось начинать с нуля.
Однако несмотря на осознание важности проблемы, разработка новых систем управления войсками до настоящего времени фактически не управлялась и не координировалась.
«До сих пор так и не назначен генеральный конструктор по развитию автоматизированных систем управления; не сформирована интегрированная структура, которая занималась бы выработкой и реализацией единой научно-технической политики в этой сфере; отсутствует комплексная программа, которая позволила бы сконцентрировать ресурсы и оптимизировать, увеличить эффективность бюджетных расходов», - констатировал на совещании в Воронеже Владимир Путин.
Как следствие такого подхода, переход армии на новую организационно-штатную структуру пока не обеспечен современным оборудованием, что ставит под сомнение эффективность управления новыми соединениями и, следовательно, их боеспособность.
Говоря о проблемах с разработкой и внедрением новых систем управления, нельзя не заметить, что они являются лишь следствием общего системного кризиса российского военно-промышленного комплекса последних двух десятилетий, из которого тот только начинает выбираться. При этом сильнее всего пострадали именно высокотехнологичные направления, требующие скоординированной работы десятков и сотен организаций и значительных финансовых вложений. Помимо систем управления здесь можно упомянуть проблемы с разработкой и испытаниями баллистических ракет «Булава», строительством новых дизель-электрических подлодок, систем ПВО, созданием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и других образцов техники военного назначения.
Каким образом будет преодолеваться этот кризис - пока неясно, однако очевидно, что для исправления ситуации недостаточно обычных мер финансовой помощи. Государство, заинтересованное в повышении боеспособности вооруженных сил, обязано контролировать создание ключевых для обороноспособности систем, и активнее вмешиваться там, где имеющиеся управленческие структуры демонстрируют некомпетентность или нежелание выполнять порученные задачи. В противном случае отставание может зайти слишком далеко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции