Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Землетрясение - это когда твой дом скрипит и раскачивается, как корабль, падают картины и люстры, и происходит такое минуты три. Нормальный сейсмоустойчивый дом после этого требует лишь подновления штукатурки (трескается). Для ненормальных домов и нестандартных стран ситуация другая - как на Гаити. Трех минут сотрясения земли там оказалось достаточно, чтобы создать новую международную ситуацию для США, да и для всего мира. Для Америки возник шанс, при умных и правильных действиях на Гаити, отыграть провалы и несчастья (Ирак, Афганистан), антиамериканские настроения по всему миру, утерю статуса единственной сверхдержавы - да все, что угодно.
Понимают ли это в Вашингтоне? Конечно же, да. Можно было бы догадаться об этом, когда на прошлой неделе госсекретарь Хилари Клинтон прервала свою тихоокеанскую поездку и понеслась обратно. Вроде бы, причем тут глава дипломатического ведомства? Но спасать Гаити направились еще и министр обороны Роберт Гейтс, и два бывших президента, принадлежащих к разным партиям - Билл Клинтон и Джордж Буш. Наверное, работа последних не будет сводиться к логистике спасательных авиарейсов в зону несчастья. В общем, президент Барак Обама все понял очень быстро и хорошо. Если удастся спасти даже не просто тысячи жизней, а фактически уничтоженное государство, то восстановится международная репутация Америки, обрушенная Джорджем Бушем, да и поколениями специфического американского поведенческого стиля за рубежом до Буша.
Задача это невообразимо сложная - именно поэтому она имеет глобальное значение. Таких стран, как Гаити, в мире немного. Это такой цивилизационный тупик, замкнувшийся цикл экстремальной нищеты (80% населения живет на 2 доллара в день) - дикости и жестокости - политических диктатур - снова нищеты. В целом ситуация не меняется уже более полувека.
Гаити - это как Афганистан. Или как Сомали. То есть уже и не страна, поскольку государство там существует чисто формально и управляет в лучшем случае весьма ограниченной территорией. Строго говоря, никто в сегодняшнем мире не знает, как быть с такими неудавшимися нациями. Европейцы, например, всеми силами сопротивляются своему военному участию в делах Афганистана. Американцы могут предложить в качестве лекарства от всех болезней войну и… свободные выборы. Европейцы достаточно умны, чтобы понять, что это неверный или неполный рецепт, но ничего своего и нового предложить не могут. Что касается Сомали, то там внешний мир ввел морской карантин этой страны (причем не очень успешный), а делать с ней что-то дальше береговой линии отказывается.
А вот теперь представим себе, что в довершение ко всем несчастьям в Афганистане или Сомали - природное бедствие, когда сразу погибло около 100 тысяч человек, а через неделю наверняка умрет еще в пять раз больше. Ничего не делать уже нельзя. На Гаити ситуация именно такова. Власти - нет (правительство помещается в полуразвалившемся полицейском участке на задворках аэропорта), связи - нет, горючего - нет, и так далее. То есть, страны как таковой нет, да и раньше не очень-то была.
Прецедентов тоже нет. Ну, вспомним недавнее землетрясение в китайской провинции Сычуань в 2008 году или катастрофу Нового Орлеана в 2005 году: в обоих случаях работала мощная государственная машина (в случае с США - не очень успешно работала, но все же). Здесь уместнее другой пример - цунами декабря 2004 года, которое уничтожило 160 тысяч жизней в индонезийской провинции Ачех. Индонезия и ее власти - не самый лучший случай богатства или эффективности. Итог многонациональной спасательной операции: успех, вплоть до того, что сепаратистского движения в Ачехе больше нет.
Вот это то самое, что сейчас нужно было бы в Гаити. Не просто спасти тех, кого возможно, но и полностью «переустановить» тупиковое государство и общество. Пример, который пригодился бы в Сомали, в Афганистане и не только.
Как это сделать с не такой уж маленькой страной (10 миллионов жителей)? Понятно, что не путем проведения демократических выборов. Тут хочется вспомнить о почти уснувшем в последние годы Комитете ООН по опеке, то есть о десуверенизации Гаити, на два-три года. А в целом сейчас можно придумать что угодно.
Что же реально происходит? Увы, судя по первым признакам - Америка упускает свои шансы. Начиналось все хорошо: как и в 2004 году в Индонезии, первыми за дело взялись корабли ВМФ США. В России уже, кажется, все процитировали упоенного американским величием ведущего канала «Фокс ньюс», который лягнул Москву и Пекин за то, что их помощь недостаточна, в смысле - что американская помощь больше. Ну, хорошие манеры Новому Свету никогда не были свойственны. Но факт есть факт: Гаити в 700 милях от американского берега. Эта катастрофа свалилась, прежде всего, именно на США. Это как если бы еще раз случилось то, что было в Спитаке (Армения) в 1988 году - американцы пришли бы на помощь и в этом случае, но первая скрипка оказалась бы у русских.
И вот начались проблемы с тем, чтобы не пускать новых гаитянских беженцев в США. Правда, американские власти хотя бы решили не депортировать домой от 100 до 200 тысяч гаитянских нелегалов, которые сидят там давно и уже были готовы к отправке… Все равно, некрасиво и не позавидуешь.
А история с уже возникшим конфликтом с Францией из-за того, что американские военные взяли под контроль аэропорт в Порт-о-Пренсе и якобы не дают там садиться неамериканским самолетам? В общем, любимый американцами спецназовский стиль - в сложившейся ситуации вполне уместный - создает США проблемы. Особенно с учетом того, что американцев на Гаити давно не любят. Неужели дойдет дело до перестрелок с мародерами на улицах? Может быть, для США было бы умнее отдать первую скрипку на Гаити французам (с учетом того, на каком языке говорят в этой стране), оказывая им поддержку? Очень много вопросов, решение которых может стать важным прецедентом на будущее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции