Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
C 1 января 2010 года правительство Москвы вроде бы запретило мигрантам работать водителями маршруток. Перевозить пассажиров теперь разрешено лишь обладателям российских паспортов. (О том, что значит - «вроде бы», чуть ниже.) Правда, новшество распространяется не на всех водителей, а лишь на коммерческих перевозчиков. В госкомпаниях иностранцы работать смогут. Столичные власти аргументируют свою позицию исключительно заботой о безопасности пассажиров. Между тем, оплатить сомнительное решение правительства Москвы придется именно пассажирам. Используя административный ресурс, и выдавив с рынка часть коммерческих перевозчиков, власти вынудят пассажиров пользоваться государственным транспортом, проезд на котором с нового года оказался дороже.
О переменах на столичном рынке пассажирских перевозок на днях сообщил глава столичного департамента транспорта и связи Василий Кичеджи. «В «Мосгортрансе» квота на мигрантов будет уменьшена в разы, а коммерческим перевозчикам мы запретим их привлекать совсем», - заявил он. Московские чиновники полагают, что иностранцы плохо знают город, русский язык и с трудом адаптируются к дорожным условиям мегаполиса. Все эти факторы приводят к повышенной аварийности таких водителей.
Помощник руководителя пресс-службы столичного департамента транспорта и связи Константин Венцлавович пояснил РИА Новости, что на водителей-мигрантов неоднократно жаловались пассажиры. «Поэтому было принято решение с 2010 года не нанимать новых водителей-иностранцев, - говорит он. - Правда, те, у кого срок трудового договора не закончен, продолжат работать».
Но почему в привлечении водителей-иностранцев отказано лишь коммерческим перевозчикам? «Если водители-мигранты плохие, не знают правил дорожного движения и совершают большое количество ДТП, то почему в негосударственных предприятиях им работать нельзя, а в ГУПе Мосгортранс - можно?», - рассуждает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. По его словам, квота для «Мосгортранса» составляет 7 тысяч человек. Причем у госпредприятия автобусы большие, их вместимость составляет около 170 человек. И ответственность, которую несет водитель, существенно выше, чем у водителя, который везет 13-18 пассажиров маршрутки.
Также не ясно, откуда взялся аргумент про повышенную аварийность, отличающую мигрантов. В управлении ГИБДД ГУВД по г. Москве и в Департаменте транспорта и связи правительства Москвы РИА Новости сообщили, что они не располагают статистикой, которая бы свидетельствовала, что иностранные водители маршруток попадают в аварии чаще, чем россияне. По данным Московского транспортного союза процент аварийности (учитываются ДТП с последствиями, то есть те, где есть пострадавшие) за десять месяцев 2009 года у негосударственных перевозчиков Москвы, составляет 0,38% от всех ДТП в столице, где были пострадавшие. «Нужен электронный микроскоп, чтобы выделить из этих сотых процента иностранцев», - шутит Юрий Свешников.
Незнание улиц города, в котором часто обвиняют иностранцев, отличает не только их, но и россиян, приехавших на заработки из других городов. Правда, когда приходится курсировать одним и тем же маршрутом несколько дней, ориентироваться на местности одинаково хорошо начинают почти все водители, вне зависимости от гражданства.
Сами транспортные компании не дискриминируют своих работников «по паспорту». Хотя работодателю иностранный рабочий обходится дороже из-за более дорогой страховки, пятая часть водителей столичных маршруток - иностранцы. Они, как и россияне, имеют права самой высокой категории - «Д». Ее можно получить только после того, как человек отработал три года по найму с другой категорией прав. Водителям, по международным правилам, не может быть меньше 21 года. Как правило, это люди среднего возраста и часто - лица с высшим образованием, которые приехали на заработки в более благополучную, чем их родина, Россию.
Может быть, используя административный ресурс, власти города ведут нечестную конкурентную борьбу? Напомним, что с нового года билет на одну поездку в государственном транспорте при покупке не у водителя стоит 24 рубля (в прошлом году 20 рублей). Если же приобретать билет придется у водителя, то его цена увеличится до 28 рублей (в 2009 году такой билет стоит 25 рублей).
Между тем, как сообщает РИА Новости, крупнейшие негосударственные компании-перевозчики Москвы плату за проезд с 2010 года не повысили. Она по-прежнему составляет 20-25 рублей. По словам представителя ООО «Автолайн», вопрос о повышении тарифов в настоящее время даже не рассматривается. И в компании ожидают, что за счет увеличения стоимости проезда в городском транспорте вырастет число пассажиров маршруток. Занимающиеся пассажирскими перевозками в Москве компании «Орбита 21 век» и «Гудвиль» также пока не планируют повышать цены за проезд.
Появившиеся с нового года на столичных магистралях первые государственные маршрутные такси также не могут конкурировать по цене с частными. Ведь стоимость проезда в них аналогична стоимости проезда в автобусе или троллейбусе. Но если требование столичного правительства будет услышано, мигрантам запретят водить маршрутки и их количество уменьшится почти на четверть, граждане будут вынуждены чаще пользоваться услугами государственных транспортных компаний и тратить на проезд больше денег.
Впрочем, пока есть шанс, что на практике новация реализована не будет. Во-первых, по словам Юрия Свешникова, позиция департамента транспорта и связи Москвы никаким нормативным актом пока не закреплена. «Нет ни закона города Москвы, ни постановления правительства столицы, ни распоряжения мэра», - перечисляет он. Еще в ноябре шесть крупных транспортных компаний столицы официально запросили руководителя департамента объяснить им позицию власти. 17 декабря был получен ответ, в котором была дана ссылка на решение межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, которая и приняла решение об отказе в выделении квот для иностранных водителей маршруток. Правда, в своем решении она опиралась на заключение опять же департамента транспорта и связи столицы. Это единственный документ, где новация закреплена в письменном виде.
Решение о законности позиции столичного департамента транспорта и связи будет принимать управление Федеральной антимонопольной службы - именно туда в ближайшее время намерены обратиться негосударственные перевозчики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции