МОСКВА, 14 янв - РИА Новости. Эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в четверг обнародовали данные о спаде продаж автомобилей в России в 2009 году почти вдвое - до 1,46 миллиона штук. Опрошенные РИА Новости эксперты согласны, что прошедший год был провальным, однако полагают, что в 2010 году отечественный авторынок благодаря стабилизации экономики и господдержке отрасли будет восстанавливаться быстрее прогнозов европейских аналитиков.
По их оценке, продажи в 2010 году вырастут не до 1,5 миллиона машин, как оценивает АЕБ, а до 1,6-1,8 миллиона. Автопроизводство, рухнувшее в минувшем году почти на 60% из-за затоваривания складов, как минимум сохранится на нынешнем уровне, как максимум - восстановится уже в этом году на 30% и более.
Автопром-2009: было больно, досталось всем
Продажи новых легковых автомобилей в России в 2009 году снизились на 49% по сравнению с 2008 годом, сообщил в четверг журналистам вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян.
Таким образом, кризис отбросил авторынок РФ на уровень 2005 года, а в отдельные месяцы падение составляло до 60% к уровню прошлого года, констатирует ассоциация. По ее оценке, кризис ударил по всему мировому автопрому, но по российскому - особенно сильно.
Наибольший спад по продажам в РФ - на 63%, до 75,13 тысячи автомобилей - продемонстрировала японская Toyota Group. На 58%, до 141,69 тысячи машин снизились продажи автомобилей General Motors, продажи Ford упали на 57%, до 88,97 тысячи штук.
Меньше всего упали в России продажи Volkswagen Group - на 28%, до 94,01 тысячи автомобилей, PSA Peugeot-Citroen - на 30%, до 42,13 тысячи, Renault - на 33%, до 72,28 тысячи.
Снижение продаж "АвтоВАЗа" в 2009 году составило 44% - до 349,49 тысячи машин, "Группа ГАЗ" снизила продажи на 56% - до 58,2 тысячи.
Сами автопроизводители - как отечественные, так и иностранные - пока почти не озвучивали свои данные о российских продажах в 2009 году. Лишь концерн Volkswagen сообщил о спаде на 21,8%.
Повод для оптимизма
В декабре прошлого года падение темпов продаж замедлилось, констатирует АЕБ. Исходя из этого, ассоциация ожидает в 2010 году небольшого повышения продаж на российском рынке - до 1,5 миллиона автомобилей.
Опрошенные РИА Новости эксперты считают такой прогноз излишне консервативным. Они оценивают прошедший год как провальный и не показательный для отечественного авторынка.
Аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов отмечает, что в прошлом году даже не было традиционного весеннего пика продаж в феврале-марте. А начальник управления анализа рынка акций Банка Москвы Михаил Лямин указывает, что спрос в 2009 году во многом раздувался искусственно за счет всевозможных скидок от производителей.
Так или иначе, продажи автомобилей в РФ почти достигли 1,5 миллиона единиц, констатируют аналитики. По их словам, в 2010 году, который обещает быть более спокойным с точки зрения экономики и богатым на меры господдержки автопрома, результаты будут лучше.
Прогноз Матевосова - 1,7-1,8 миллиона проданных автомобилей к концу года. Весенний рост продаж, пусть и не в докризисных объемах, на сей раз непременно случится, на помощь покупателям придут рост кредитования, субсидирование автокредитов, а также утилизация старых автомобилей, полагает он. Одна только последняя мера может дать порядка 200 тысяч дополнительных продаж, считают эксперты.
Лямин ожидает увеличения продаж до 1,6 миллиона автомобилей. "Уже сейчас рынок показывает тенденцию к росту, к весне-лету она может стать еще более ощутимой", - отметил он.
В 2010 году продажи автомобилей в России составят 1,5-1,7 миллиона единиц, считает замдиректора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. В качестве оснований для роста эксперт называет отложенный спрос, сформировавшийся в течение прошлого года, - многие россияне, имея деньги на покупку, откладывали ее до лучших времен, и сейчас, возможно, решатся ее осуществить.
По оценке эксперта, лидерами продаж станут бюджетные, но качественные автомобили - как традиционные отечественные, так и иномарки В и С классов. Покупатели стали трезво оценивать свои возможности, поэтому более дорогой сегмент пока будет отставать, полагает Удалов.
Действительно, производители "авто для народа" чувствуют себя сейчас вполне комфортно на российском рынке. Так, корейский автоконцерн KIA Motors, в основном производящий доступные модели, к 2012 году рассчитывает удвоить объем продаж в РФ.
Производство подкосили запасы
По данным АЕБ, из наиболее продаваемых в России в 2009 году моделей легковых автомобилей девять производятся в РФ. При этом автопроизводство падает сильнее, чем продажи.
По данным "АСМ-холдинга", осуществляющего мониторинг российского автопрома, автопроизводство в РФ в 2009 году сократилось на 59,7% - до 723,2 тысячи машин. На 59,4% упало производство легковушек. Из них традиционных отечественных моделей стали производить меньше на 63,9%, по иностранным брендам снижение составило 52,7%. Только заводу Toyota удалось увеличить производство на 27,6%.
Производство грузовиков в прошлом году снизилось на 64,5%.
Эксперты связывают такой спад производства с затовариванием складов. "Многие дилеры активно импортировали автомобили в конце 2008 года перед повышением ввозных пошлин, потом весь год их продавали", - отметил Удалов.
Производство тем временем приходилось максимально снижать. По словам Лямина, в прошлом году в РФ практически не было ни одного производителя, который не приостанавливал бы конвейер на какое-то время, в среднем общий объем простоя для каждого из них составил 2-3 месяца.
Сейчас производители привели склады в соответствие с потребностями рынка и избавились от излишков, запасов больше не создается, отмечают эксперты. После новогодних каникул все российские автозаводы, кроме "Иж-Авто", запустили конвейеры.
Эксперты по-разному оценивают рост производства автомобилей в наступившем году. По словам Удалова, объем выпущенных машин приближается к запросам покупателей, в 2010 году он как минимум сохранится на прошлогоднем уровне, как максимум - продемонстрирует рост, сопоставимый с ростом продаж.
"На мой взгляд, подъем производства в 2010 году обгонит рост продаж - склады расчищены, и надо удовлетворять потребности рынка", - считает Лямин. Он ожидает, что в целом российские предприятия по сравнению с прошлым годом увеличат выпуск автомобилей на 30%, а некоторые и более существенно, хотя уровня 2008 года вряд ли достигнут. Прежде всего рост затронет "АвтоВАЗ" и предприятия иностранных концернов, выпускающие бюджетные автомобили, полагает представитель Банка Москвы.
В планах "АвтоВАЗа" в 2010 году - увеличение производства на 51,3%, до 446 тысяч машин. В 2009 году на предприятии было изготовлено 294,7 тысячи автомобилей Lada.