МОСКВА, 13 янв - РИА Новости. Сравнительно высокая инфляция в первую декаду января - 0,7% - не повод для пессимизма: такой скачок нормален для этого месяца и обусловлен подорожанием продуктов, ростом тарифов и вбросом в экономику бюджетных денег, считают опрошенные РИА Новости эксперты; вместе с тем, они считают, что нового "антирекорда" по инфляции в 2010 году, скорее всего, не будет.
Первую декаду января Россия встретила ускорением инфляции до 0,7% - в частности, заметно подорожали плодоовощная продукция, сахар и водка. Для сравнения, за весь декабрь прошлого года цены выросли всего на 0,4%, а в последнюю неделю декабря Росстат и вовсе зафиксировал нулевую инфляцию.
Статистическое ведомство называет ускоренный рост цен характерным для начала года. С этим согласны и эксперты, однако они полагают, что дело не только в подорожании продуктов.
Не только сахаром и водкой
Главный экономист ФК "Открытие" Данила Левченко считает, что резкого скачка спроса на еду и напитки в праздничные дни не наблюдалось, возможно, статистики зафиксировали эффект "отложенного роста" спроса в предпраздничные дни. "Не исключено, что отдельные категории продуктов действительно росли в цене. Так или иначе, поверим Росстату, если он констатирует продуктовую инфляцию, хотя основная ее причина - увеличение тарифов", - говорит он.
По словам аналитика НБ "Траст" Владимира Брагина, как правило, в отчетах Росстата за неделю или декаду детально прописывается рост цен на продукты, а прочие факторы даются схематично. "Возможно, тарифы недоучитывают, поэтому такие данные носят скорее иллюстративный характер - по итогам месяца цифры могут отличаться от суммы понедельных срезов", - сказал он.
Эксперты назвали еще несколько причин январского взлета цен. Кроме роста тарифов естественных монополий и удорожания продуктов, увеличиваются цены на импортную продукцию, отмечает начальник аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин.
К инфляционным факторам, которые могли повлиять на статистику первой декады января, Левченко относит отложенный эффект исполнения бюджета в последнюю неделю 2009 года - денег в экономике стало больше, но в данных по декабрьской инфляции это не отразилось, а перешло на начало года.
Многие компании приурочивают неизбежное повышение цен к новому году, отмечает Брагин. По его словам, никаких сюрпризов или неприятных неожиданностей в этом нет. "0,7% за первую декаду месяца - много по сравнению с 0,4% за весь декабрь, но сравнимо с обычными январскими цифрами", - полагает он.
Для сравнения: инфляция за первую декаду января 2009 года составила 0,8%, в целом за январь - 2,4%.
Опасные месяцы
Рискованным с точки зрения инфляции обычно является не только январь, но и весь первый квартал. Наступивший год - не исключение, однако тарифы и цены на продукты будут повышаться медленнее, чем, к примеру, год назад, считают эксперты.
Дело в том, что доходы населения по-прежнему увеличиваются не так быстро, как до кризиса, продолжает расти безработица, поэтому граждане предпочитают не тратить, а сберегать деньги, объясняет Шеин.
Резкого роста спроса ждать не стоит, согласен Левченко. "В январе мы ожидаем инфляцию порядка 2%, возможно, чуть выше, в феврале этот показатель составит 1,5-1,8%", - считает он.
Брагин называет январь нестандартным месяцем с точки зрения инфляции. Возможны непредсказуемые всплески, которые не всегда дают объективную картину, поэтому лучше ориентироваться на цифры последующих месяцев, а не сравнивать январь с январем, считает он.
Кроме того, год назад сыграл свою роль фактор девальвации рубля, напомнил аналитик банка "Траст". С ноября 2008 года по январь 2009 года рубль обесценился по отношению к бивалютной корзине (0,55 доллара и 0,45 евро) на 35%. В этом году январские данные могут оказаться лучше прошлогодних, считает Брагин.
Без лишнего оптимизма
Однако из-за кризиса и падения спроса рост цен с лета 2009 года замедлился, в августе-октябре инфляция была нулевой, в последние месяцы года - также ниже обычного. В результате рост потребительских цен в прошлом году составил 8,8% вместо ожидавшихся 12% - это рекордно низкий для России показатель.
Брагин называет это "приятным проявлением кризиса". "8,8% по итогам депрессивного прошлого года - скорее исключение, нежели правило, и такое замедление - плохой знак для экономики, ведь оно происходит на фоне общего спада", - полагает он.
По его мнению, если надежды властей на активное восстановление экономики в 2010 году оправдаются, следует ожидать роста спроса и денежной массы, что закономерно приведет к росту цен.
По прогнозу правительства, рост потребительских цен в этом году не должен превысить 6,5-7,5%. Эксперты в целом не видят поводов для такого оптимизма, считая, что прошлогоднее радикальное замедление инфляции уже не повторится.
В 2010 году Брагин ожидает роста цен в рамках 8-9%. К факторам инфляционного риска эксперт относит вмешательство Центробанка в динамику валютных курсов с целью не допустить резких колебаний рубля на фоне волатильности нефтяных цен. Такое вмешательство провоцирует усиление инфляции, но она по сравнению с нестабильностью рубля - меньшее зло для экономики, уверен аналитик НБ "Траст".
По оценке Левченко, к концу 2010 года рост цен в России составит 7,5-8%. "Инфляционные риски, такие, как монополизация или, скажем, рост тарифов, по-прежнему высоки, не стоит сбрасывать со счетов и монетарные факторы", - отметил эксперт.
Прогноз Шеина - рост цен на 9% по итогам текущего года. Более оптимистичные ожидания не оправдаются. "Инфляционное давление оказывают слишком высокие банковские ставки по кредитам для экономики", - считает эксперт ИК "Брокеркредитсервис".