Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
13 января 1940 года в СССР совершил первый полет опытный экземпляр истребителя И-26, разработки КБ Яковлева. Новый самолет был одним из нескольких истребителей, которые создавались в СССР в преддверии грядущей войны с целью ликвидировать сложившееся к концу 30-х отставание советской истребительной авиации по ТТХ основных машин от германской.
Разработка истребителей нового поколения в СССР началась после того, как война в Испании продемонстрировала слабость основных советских истребителей И-15 и И-16 КБ Поликарпова перед новейшей немецкой машиной - Bf-109 конструкции Вилли Мессершмитта. Ситуация усугублялась тем, что машины Поликарпова практически исчерпали ресурс модернизации, в то время как у Bf-109 он был, как оказалось впоследствии, очень велик. Одновременно с этим в работе КБ Поликарпова наступил определенный кризис - после И-16 конструктор сумел довести до серии лишь одну машину - И-153. А созданный в 1938 году истребитель-биплан, представлявший собой глубокую модернизацию И-15, морально устарел уже к первому полету. То же самое произошло с новыми модификациями И-16, ТТХ которых хоть и возросли за счет более мощных моторов и вооружения, но недостаточно для того, чтобы соперничать уже с модернизированными «Мессершмиттами».
В начале 1939 года новосозданный наркомат авиационной промышленности (выделенный из наркомата оборонной промышленности) выдает техническое задание на проектирование истребителя «общего назначения» (то, что сейчас принято называть «фронтовой истребитель»). Перспективные истребители должны были иметь моторы жидкостного охлаждения и скорость полета 620-650 км/ч. Работы над новыми машинами велись КБ Поликарпова, Сухого и Яковлева. Вскоре в числе участников произошли перестановки. Перспективная разработка Поликарпова была передана новосозданному ОКБ Микояна, после того как репутация конструктора была поставлена под сомнение неудачными испытаниями истребителя И-180, а к числу КБ, работающих над новыми истребителями, добавился коллектив под руководством «конструкторского трио» - Лавочкин, Горбунов, Гудков.
КБ Яковлева, начавшее работу по проекту самолета И-26, к этому моменту имело опыт постройки легких спортивных и учебно-тренировочных машин, пригодившийся при создании истребителя. Перспективный самолет замышлялся легкой, простой в производстве и эксплуатации машиной смешанной конструкции: ферменный каркас фюзеляжа из стальных труб, с дюралевой обшивкой в носовой части и полотняной - в хвостовой. Крыло изготовлялось из дерева, с полотняной обшивкой. Ряд исследователей говорит об «отсталости» подобной конструкции, однако нужно отметить, что будущий Як-1 был отнюдь не единственным самолетом своего поколения с массовым использованием в конструкции дерева и полотна. Помимо советских самолетов смешанной и даже цельнодеревянной конструкции, можно вспомнить, например, английские истребители «Харрикейн» и бомбардировщики «Москито».
В первый полет самолет И-26 поднял летчик-испытатель Юлиан Пионтсковский. Несмотря на то, что машина показала выдающиеся летные характеристики, значительно превзойдя строевые самолеты ВВС, заводские испытания проходили достаточно трудно - в 43 полетах было совершено 15 вынужденных посадок. Новая машина, несмотря на относительную простоту, все же была заметно сложнее истребителей предыдущего поколения и страдала массой детских болезней, особенно в части винто-моторной группы. 27 апреля 1940 года на 43 полете самолет потерпел катастрофу, в которой Юлиан Пионтковский погиб.
Полутора-двумя годами раньше катастрофа опытной машины могла означать серьезные неприятности для КБ и возможное прекращение работ, однако весной 1940, в условиях уже идущей второй мировой и явно назревающего втягивания в нее СССР, советское руководство не имело большого выбора. Позиции самолета дополнительно подкреплялись высоким положением конструктора - с января 1940 Александр Яковлев занимал должность замнаркома авиационной промышленности по новой технике. Работы над И-26 продолжались, было принято решение о его запуске в производство, несмотря на неудовлетворительные результаты испытаний. Впрочем, нужно отметить, что с такими же отрицательными оценками прошли испытания и основных конкурентов И-26 - самолетов И-200 (будущий МиГ) и И-301 (будущий ЛаГГ).
Освоение истребителя, получившего наименование Як-1 (в 1940 году все новые советские самолеты стали называться по фамилиям конструкторов), проходило трудно - промышленность СССР, переживавшая период становления, не могла обеспечить ритмичных поставок комплектующих нужного качества. Тем не менее, все недостатки приходилось решать параллельно с расширением производства - война явно приближалась, и новые машины были приняты на вооружение, несмотря на то, что по ТТХ, прежде всего, по скорости, они не достигли требовавшихся изначально показателей.
Стать массовым к 22 июня 1941 года самолет не успел - к началу войны было произведено 425 самолетов этого типа, из которых только 105 находились в авиачастях западных округов и не все из них были боеготовыми. Однако производство Як-1 продолжало наращиваться, и к концу 1941 года он стал одной из основных машин ВВС. По ТТХ он уступал новейшим модификациям «Мессершмиттов», но это отставание было незначительным и постепенно компенсировалось разработкой усовершенствованных модификаций машины.
В ходе войны Як-1 и машины на его базе стали наиболее многочисленными истребителями ВВС РККА, взяв на себя основную тяжесть противостояния с истребителями Люфтваффе, а созданный к 1943 году Як-9 и более поздний Як-3 могут по праву считаться одними из лучших истребителей второй мировой. На долю первенца серии - Як-1 не выпало особо громких побед, но этот самолет внес заметный вклад в бои 1941 года и был основной машиной истребительной авиации в тяжелейших и кровопролитнейших воздушных боях лета-осени 1942 года.
«Як» выполнял массу разнообразных задач, среди которых в качестве основных можно выделить обеспечение войсковой ПВО и сопровождение штурмовиков.
На Як-1 воевали многие прославленные пилоты, включая Евгения Савицкого, Султана Амет-Хана, Николая Гулаева и других. Этими машинами оснащался 586-й «женский» истребительный авиаполк, в составе которого воевала известная летчица, Герой Советского Союза Лидия Литвяк, «Белая лилия Сталинграда». В воздушных боях она сбила более десяти самолетов врага, а 1 августа 1943 года погибла в возрасте 22 лет.
На Як-1 начала свой путь и известная французская эскадрилья (затем полк) «Нормандия-Неман», пересевшая потом на Як-9, а в конце войны на Як-3.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции