Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Накануне Старого нового года в Москве открылась весенняя сессия Государственной Думы. Депутаты прослушали государственный гимн и краткое вступительное слово своего спикера Бориса Грызлова, провели короткую разминку, а затем приступили к законотворчеству.
Главным пунктом повестки дня стало принятие в первом чтении документа с длинным и сложным названием – Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Законопроект пошел в приоритетном порядке, потому что он внесен президентом «в целях реализации положений Послания Федеральному Собранию». Откладывать было нельзя.
Фактически думцам предстоит внести очередную серию поправок в закон о некоммерческих организациях (НКО), который можно было назвать самым многострадальным из законодательных актов новейшего времени. Он был принят еще при Ельцине, в 1996 году, после чего пять раз правился и уточнялся – в 1998, 1999, 2002, 2006 и 2008 годах. И вот теперь, в 2010-м, корректируется в шестой раз, причем достаточно радикально.
В новом законопроекте вводится институт «социально ориентированных некоммерческих организаций», тех, которые вправе рассчитывать не только на высочайшее одобрение, но и на материальную поддержку из всех бюджетов, налоговые льготы и многие другие преференции. В текст закона вводится специальная статья 31-прим, где перечисляются критерии, согласно которым некоммерческую организацию следует считать социально ориентированной.
И получается, что под перечисленные критерии подпадают ВСЕ организации, которые занимаются хоть сколько-нибудь полезным делом.
Чтобы не быть голословным, приведу перечень услуг и видов деятельности, за которые НКО обещаны льготы и поощрения:
«1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и должное содержание в соответствии с установленными требованиями зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность и содействие деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, а также содействие духовному развитию личности».
Под эти критерии не подойдут разве что общества по содействию битью баклуш или плевкам в потолок. Строго говоря, НКО, деятельность которых не вписывается в вышеперечисленный реестр, не имеют права – в том числе морального - не только на поощрение, но и на существование.
Конечно, депутаты Госдумы вправе сузить это «социально ориентированное» пространство, так как при первом чтении можно вносить любые поправки. Однако практика показывает, что с законопроектами, внесенными президентом, парламентарии обращаются предельно аккуратно. Поэтому, скорее всего, статья 31-прим будет сохранена в первозданном величии. И если все ее положения будут реализованы, то на улице НКО наступит подлинный праздник.
Впрочем, этим мощным аккордом работа весенней сессии только начнется. Парламент планирует рассмотреть еще более 550 законопроектов, а также самым тщательным образом проконтролировать исполнение ранее принятых законов.
Особое место среди них займет закон об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Документ этот был принят еще летом 2008 года, но под его действие подпадали только ветераны, вставшие на учет до 1 марта 2005-го. Всем нуждающимся из них – а таковых насчитали 37 тысяч человек – государство обязано дать квартиры до 9 мая этого года. По официальной информации Минрегиона, 19 тысяч уже осчастливили, хотя остается еще почти столько же.
Кроме того, в декабре прошлого года президент Медведев подписал поправки в закон, благодаря которым был расширен список претендентов на жилье. Теперь государство обязуется предоставить квартиры всем ветеранам, в том числе и тем, которые не успели зарегистрироваться до 1 марта 2005-го. Правда, выполнение этих обязательств сдвигается на неопределенный срок.
В общем, Госдуме есть что контролировать, тем более, что на программу «Жилье – ветеранам» выделено 35,5 миллиардов рублей из бюджета, и депутаты намерены проследить за тем, чтобы эти деньги дошли по назначению.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции