Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Как однажды написал Вольтер, «все жанры хороши, кроме скучного». И с этой точки зрения скандал, разгоревшийся вокруг нового фильма Валерии Гай Германики, сериала «Школа», который Первый канал начал показывать с понедельника, говорит о том, что молодой да ранний режиссер – человек талантливый.
Сериал, едва начавшись, уже вызвал гнев ряда столичных чиновников, отвечающих за образование, и директоров московских школ, которые посчитали, что в Год учителя «таких передач на телевидении быть не должно», «что это - чернуха абсолютная, чернуха про учителей». К ним подключились известные радетели нравственности из числа депутатов Государственной Думы, некоторые из коих потребовали вызвать на пленарное заседание руководителя Первого канала Константина Эрнста, дабы «заслушать его объяснения и потребовать прекратить демонстрацию этого фильма, если мы не хотим получить мощную волну протеста и возмущения».
Раздаются даже призывы подать в суд на авторов сериала и сам канал, дабы те компенсировали слабонервным «моральный ущерб».
Надо сказать, что лучшего паблисити «Школе» трудно было бы придумать. Шум, вызванный общественным негодованием, заставил многих (в том числе и меня) обратить пристальное внимание на этот сериал о девятиклассниках, снятый в псевдодокументальном стиле а-ля «оперативная съемка». Чуть ли не реалити-шоу.
Вот слегка дрожащая камера фиксирует, как пафосная девица вылезает из папиного «Мерседеса» и дефилирует к школе
под усмешки нагло курящих на крыльце одноклассников, вот нам показывают сцену, когда новенький в классе, Илья Епифанов, успокаивает больную мать и запрещает ей являться в школу, вот он же на уроке физкультуры вальяжно заявляет ребятам, что его перевели из-за того, что от него «залетела тёлка»… Скажете, такого в школах не бывает? И таких школьников и школьниц? Увы, бывает и похлеще, с учителями тоже.
За примерами далеко ходить не надо – директор московской школы № 1213 попался на днях на взятке.
Но понятен и гнев общественности: ученики в фильме предстают циничными, нервными, злыми, но личностями, в противовес учителям и родителям – карикатурно слабым и беспомощным персонажам, коими девятиклассники помыкают, как продавщицы манекенами. А учитывая «волшебную силу» телевидения, старшее поколение опасается, что юный зритель возьмет на вооружение увиденную модель поведения.
Гай Германику можно назвать в какой-то мере наследницей режиссера-документалиста Юриса Подниекса с его знаменитым фильмом «Легко ли быть молодым?» (1986), ставшим символом эпохи перемен времен загнивающего социализма. Можно провести параллель и с Динарой Асановой, снимавшей всю жизнь кино о трудных подростках.
Впрочем, есть и определенные особенности.
Валерия, - самый молодой отечественный призер Каннского фестиваля - начала свою творческую биографию с документалки, сняв в юном возрасте «Сестер» и «Девочек». Потом были «Мальчики», а затем прославившая ее художественная лента «Все умрут, а я останусь» (2008), собравшая немалый урожай призов на разных престижных фестивалях.
Главные героини «Все умрут» - подруги Катя, Жанна и Вика учатся в 9-м классе московской школы. Хоронят кота, покупают дешевые коктейли после уроков, мечтают о парнях. Уйдя вместе с урока геометрии, поклялись не отбивать друг у друга парней и быть верными, «пока не повзрослеют». До «взросления» остаётся меньше недели — субботняя дискотека проверит силу их дружбы. В итоге все три героини получат то, что хотели — кто напьётся, кто потеряет невинность.
Ничего не напоминает?
По большому счету, все киноработы Германики об одном и том же – извечном конфликте «отцов и детей», где вторые переживают, пожалуй, самое сложное время в жизни каждого человека, подростковое становление. Когда ты уже не ребенок, но еще и не взрослый. Когда прежние интересы заканчиваются и на их место приходят новые. Со всей «мишурой» в виде выпивки, дискотек, бесконечного трепа о мальчиках/девочках, агрессивных разговоров, жестоких драк, непонимающих родителей, занудливых учителей, курения за школой и случайного секса в подъезде.
Вопрос только о пропорциях – где заканчивается правда жизни и начинается «чернуха»? Впрочем, учитывая специфику Первого канала, позиционирующего себя как «народное телевидение», думаю, что зрителям «излишеств разных» не покажут.
Главное отличие Германики от Подниекса, Асановой, Приемыхова и других именитых отечественных кинематографистов, разрабатывавших «молодежную» тему, на мой взгляд, в том, что 25-летняя Валерия в своих работах не пытается разрешить конфликт поколений, выступая выразителем лишь одной точки зрения на мир.
Что же касается гипотетического запрета, то он лишь подстегнет интерес к проекту. Что доказывает пример со скандально известным реалити-шоу «Дом-2» (канал ТНТ), который в октябре по решению Пресненского суда Москвы было запрещено показывать ранее 23 часов из-за «систематической эксплуатации интереса к сексу». А в итоге рейтинги программы значительно выросли, что в очередной подтверждает старое правило: запретный плод сладок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции