Конфликт вокруг поставок российской нефти в Белоруссию - материя для простого смертного не очень понятная. Белорусская сторона настаивает на распространении соглашений о Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана и на поставки сырой нефти из России в Белоруссию. Раз у нас теперь не будет внутренних пошлин и не будет таможенного оформления, а будет таможенная «очистка», как в Евросоюзе, то почему бы России не поставлять беспошлинно и нефть? Российская сторона отвечает, что готова субсидировать промышленность союзного государства, поставляя беспошлинно 6,3 млн тонн нефти в год для внутренних нужд Белоруссии, но не готова обеспечивать благополучие коммерческих структур, занимающихся реэкспортом российских нефтепродуктов на Запад в ущерб своему бюджету и российским нефтеперерабатывающим заводам.
У обеих сторон есть свои аргументы. Беспокоит один факт: все экономические споры между Москвой и Минском в последние годы легко выводятся политиками на уровень истерики с воплями об «измене», «колонизации» или «ограблении». Как в плохой семейной ссоре, стороны легко расширяют базу конфликта, увязывая свои уступки в одной сфере с уступками от «противника» в чем-то другом. Вот и теперь тотчас после возникновения «нефтяной» проблемы Минск поставил вопрос о новых условиях транзита через белорусскую территорию российской электроэнергии для Калининградской области. Прошедшие вчера переговоры по этой теме результатов пока не дали.
Таким образом еще и еще раз испытывается на прочность психологическая общность россиян и белорусов. А это - ресурс ценный, для возобновления которого нужны немалые усилия и средства. Именно об этом ресурсе и пойдет речь ниже, после краткого экскурса в экономику нынешнего конфликта.
По сути, в «нефтяном» конфликте речь идет о том, что несколько белорусских нефтеперерабатывающих заводов недополучат привычную для них прибыль. Работают эти заводы, построенные в основном при Советском Союзе, на привозном российском сырье. Долгие годы Россия вообще не брала пошлины за поставляемую в Белоруссию нефть. В период президентства Владимира Путина пошлину к большому неудовольствию белорусской стороны все-таки ввели, но с понижающим коэффициентом (вплоть до 2010 года он составлял 0,356). Соглашение на 2010 год никак не удается подписать, поскольку белорусская сторона утверждает, что создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана вообще отменяет внутренние пошлины на производимые в таможенной «тройке» товары, включая нефть.
Российский президент Дмитрий Медведев на встрече с белорусским коллегой в конце 2009 года озвучил российские предложения: 6,3 млн «беспошлинных» тонн нефти в год, что означает для белорусской экономики субсидию в 1,8 млрд долларов. Этого оказалось мало. Для справки: в целом Россия поставляет в Белоруссию 25-26 млн тонн нефти в год.
Как видим, обычный коммерческий спор, каких много было при любых интеграционных проектах: и при создании Европейского Союза, и при создании Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA). Разница только в том, что участникам ЕС и NAFTA никто не мешал объединяться, а за попытками построить Союзное государство России и Белоруссии ревнивым оком наблюдают десятки европейских и американских политиков, видящие в этом государстве прообраз сильно попортившего им нервы Советского Союза. Многие из этих политиков под влиянием собственной многолетней пропаганды по-прежнему убеждены, что белорусский президент Александр Лукашенко - «пешка» Москвы. Правда, в минувшем году понимание того, что все намного сложнее, и что Лукашенко - независимый политик, забрезжило даже в их черно-белом сознании (где Москва - всегда черное, а самый безумный постсоветский национал-демократ - всегда белое). В итоге Минск посетил в минувшем году ныне отправленный в отставку глава дипломатии Евросоюза Хавьер Солана, а Белоруссия была включена в программу Восточного партнерства ЕС.
Лукашенко, естественно, попытался представить эти события как великую победу своей дипломатии и как «выравнивание крена» белорусской внешней политики, якобы смещенной в последние годы в сторону Москвы. На самом деле цена этой победы невелика, поскольку выделенные на поддержку Восточного партнерства деньги смехотворно малы (несколько десятков миллионов долларов). А кроме денег, Белоруссию и ЕС пока мало что способно объединить. Нет общих ценностей, кроме туманных воспоминаний о Речи Посполитой и Великом княжестве Литовском, частью которого была территория сегодняшней Белоруссии. Намного более мощный капитал общих ценностей накоплен у Белоруссии с Россией. Эти ценности были созданы трудами и подвижничеством многих поколений наших предков.
Но сегодня этот капитал, увы, легко транжирят политики. Лукашенко пока не высказывался в деталях по поводу нефтяного конфликта, но мало у кого есть сомнения, что его реакция примет привычные формы: мы к вам со всей душой, а вы из-за каких-то миллиардов… «Поступаете не по-союзнически!», «Отдайте им (россиянам) эти деньги: они бедные, они нищие!» За этим причудливым смешением оскорбленных чувств и экономики стоит вполне прагматичный расчет: взять побольше и дать поменьше. Почему-то душевность Лукашенко неизменно давала сбой, когда речь заходила о действительно значимых общих проектах в рамках Экономического Союза СНГ или Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и государств Средней Азии. Одной из причин неудачи Экономического союза был тот факт, что Минск не проявлял никакого интереса к строительству гидроэлектростанций в Киргизии или к борьбе с обезвоживанием прилегающих к Аральскому морю пространств. Хотя спасение от нищеты и безграмотности населения этого региона - задача важная и для России, и для Белоруссии. Резкое увеличение количества и столь же резкое снижение культурного и образовательного качества приходящих из Средней Азии миграционных потоков в последние годы - это всего лишь следствие культурной и экономической деградации, которую среднеазиатские республики переживают после распада СССР. Сегодня от этой деградации уже вовсю страдает Россия, завтра она станет проблемой и для Белоруссии. Остановка этой деградации - задача для масштабно мыслящих политиков, а не для счетоводов с бюджетным планом до ближайших президентских выборов (в Белоруссии они состоятся, скорее всего, уже в начале 2011 года, что делает главного кандидата на этих выборах еще более прижимистым). Но старческая жадность, мелочность и близорукость, в целом характерные для сегодняшней мировой политики, не обошли и Союзное государство России и Белоруссии.
Стремясь сохранить копейки, мы можем потерять золотые рубли. Белоруссия - последняя страна в бывшем СССР, которая в общем и целом все еще находится в одном образовательном поле с Россией, а это дорогого стоит. В отличие от Украины, где даже вступительные экзамены ведутся только на государственном языке, а русские писатели выброшены из национального литературного пантеона, белорусские школьники и студенты наряду с отечественными классиками изучают не только Пушкина и Лермонтова, но и весь курс классической русской литературы. Правда, и этот в целом положительный результат - заслуга не политиков, а учителей и вузовских преподавателей Белоруссии.
В этом - подлинный залог воссоединения наших народов, которое когда-нибудь непременно наступит. Вот как провидчески писал на эту тему в начале двадцатого века филолог Александр Пешковский: «Притягивая ребенка, посредством нормирования его языка, к национальному центру - Москве, школьный учитель охраняет внутренне, духовное единство нации, как солдат на фронте охраняет территориальное единство ее. И насколько эта охрана еще важнее военной, ясно из того, что территориальное распадение не исключает возможности последующего слияния, а духовное распадение - навеки».
Засоряя информационное пространство своими мелкими экономическими дрязгами, политики испытывают наше духовное единство на прочность. Проведенный после первого крупного экономического конфликта между РФ и РБ в 2007 году опрос Левада-Центра показал, что процент россиян, «очень хорошо» относящихся к Белоруссии, снизился с 39 до 36 процентов. Своими ежедневными безответственными заявлениями политики не только уничтожают вековую работу учителей, но и отводят внимание от невыполнения собственных обещаний. Единую валюту обещали еще в 2005 году, о конституционном акте, синхронизирующем законодательство наших государств, даже перестали говорить. Лишь бы день простоять и ночь продержаться - до выборов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции