МОСКВА, 12 янв - РИА Новости. Разница позиций России и Евросоюза по вопросу энергохартии, а также агрессии Грузии против Южной Осетии не влияет на процесс подготовки нового базового соглашения между Москвой и Брюсселем, заявил во вторник глава МИД РФ Сергей Лавров.
Срок действия предыдущего соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), базового для взаимодействия России и ЕС, истек в конце 2007 года, оно было автоматически продлено. Старт переговорному процессу, который изначально длительное время сдерживали сначала Польша, а затем Литва, был дан 4 июля прошлого года в Брюсселе, а проведение второго раунда было запланировано в бельгийской столице на 16 сентября. Однако после августовских событий 2008 года в Южной Осетии лидеры ЕС на экстренном саммите по Грузии приняли решение приостановить переговорный процесс, он был возобновлен в начале декабря 2008 года.
"Отказ России от энергохартии, а, по сути, наше неучастие в договоре к энергохартии, он не мешает переговорам о новом базовом соглашении. Точно так же, как ситуация в Абхазии и Южной Осетии не мешает этому процессу", - сказал Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров со своим испанским коллегой Мигелем Анхелем Моратиносом, отвечая на вопрос испанского журналиста.
"Евросоюз несколько эмоционально и без учета реальной ситуации отреагировал на то, что произошло, когда Саакашвили отдал преступный приказ напасть на Южную Осетию. И когда эта агрессия была подавлена, когда были приняты исчерпывающие меры РФ, с тем чтобы обеспечить не только безопасность Абхазии и Южной Осетии, но и само выживание этих народов, ЕС почему-то в тот период решил сделать паузу в переговорах над новым базовым соглашением", - отметил глава МИД РФ.
По его словам, через некоторое время после этого ЕС объявил о готовности возобновить переговоры.
"Они продолжаются и никаких препятствий с точки зрения того, что происходит с Абхазией и Южной Осетией, для переговорного процесса не существует. По крайней мере, Евросоюз этих вопросов в качестве условий продолжения работы над соглашением не ставит - точно так же, как российская сторона не выдвигает в качестве условия работы над соглашением какую-нибудь конкретную реакцию ЕС на заказанный самим Евросоюзом доклад Тальявини", - заявил Лавров.
"Что касается энергохартии и вообще энергосотрудничества, РФ, не участвуя в энергохартии, убеждена в необходимости выработки новой международно-правовой базы сотрудничества в сфере энергетики", - сказал Лавров.
Он напомнил, что концептуальный подход России на этот счет был изложен президентом Дмитрием Медведевым, в том числе на саммитах РФ-ЕС в мае и ноябре прошлого года.
"Наши партнеры из ЕС, включая председателя еврокомиссии господина Баррозу, признали необходимость вести переговоры на этот счет", - заявил российский министр.
Он отметил, что суть подхода заключается в необходимости обеспечить баланс интересов стран-производителей, стран-потребителей и стран-транзитеров энергоресурсов.
"И мои сегодняшние беседы подтвердили то, что мы слышим последнее время от наших коллег из Евросоюза, а именно - понимание такой необходимости, работать над уточнением международно-правовой базы с тем, чтобы интересы всех участников этой цепочки в равной степени обеспечивались", - сказал глава МИД РФ.
Европейскую Энергетическую хартию подписали в Гааге 17 декабря 1991 года страны-члены ЕС, СНГ, Япония, Канада и США - всего 51 государство. Хартия являлась декларацией для поощрения международного сотрудничества в области энергетики и не имела юридической силы.
Через три года, в 1994 году, в Лиссабоне, те же государства за исключением США и Канады подписали так называемый "Договор по энергетической хартии и протокол к энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам".
Договор и связанные с ним документы базируются на пяти ключевых элементах: поощрение капиталовложений в энергетику, государственный суверенитет над природными ресурсами, свобода доступа к энергетическим рынкам, свобода транзита энергоресурсов и свобода движения капиталов, связанных с инвестированием в энергетику.
В августе 2009 года РФ приняла решение не присоединяться к международному договору об энергохартии. Еще весной 2009 года после газового конфликта с Украиной РФ раскритиковала энергохартию и подготовила альтернативный проект соглашения.
В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы Цхинвали. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.
В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.
Страны запада, в том числе и страны-члены НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали, что Грузия также ответственна за обострение ситуации в регионе.