Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Государство начало регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Главная цель проекта, по словам чиновников, - избежать необоснованных всплесков цен на лекарства, подобных тому, что случился минувшей осенью во время эпидемии гриппа.
«Нельзя разрешать "борзеть" производителям лекарств и аптечной сети», - так в декабре 2009-го прокомментировал ситуацию на фармацевтическом рынке президент РФ Дмитрий Медведев. Кроме того, как на днях подчеркнула глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, данная мера вполне вписывается в принятую в ноябре 2009 года стратегию развития фармацевтической промышленности, подразумевающую, в частности, развитие импортозамещения.
В канун Нового года – 30 декабря – правительство утвердило список ЖНВЛС из 500 наименований непатентованных международных наименований лекарственных препаратов, что соответствует примерно 5 тыс. торговых марок. Если учесть, что, по данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) в России зарегистрировано всего порядка 18 тыс. торговых наименований, то под программу по регулированию цен попадает почти треть лекарств, обращающихся на российском рынке. В перечень ЖНВЛС входят обезболивающие, противовирусные, сердечно-сосудистые и онкологические препараты, антибиотики, лекарства против туберкулеза и СПИДа.
С 11 января по 1 апреля 2010 года Росздравнадзор проводит регистрацию заявленных цен производителей и отпускных цен на ЖНВЛС. За указанный срок каждый участник цепочки продаж – производители, импортеры и розничные продавцы лекарств должны – в установленной форме (она размещена на сайте службы) заявить, по какой цене они хотели бы продавать тот или иной препарат. После чего специалисты Минздравсоцразвития и Федеральной службы по тарифам смогут рассчитать так называемую средневзвешенную цену. При расчете стоимости отечественных препаратов, помимо цен, заявленных производителями и торговцами, будут учитываться средние цены (они выявляются в результате мониторинга за 9 месяцев текущего года) на конкретный лекарственный препарат в данном регионе. При расчете стоимости импортных лекарств (методика опубликована на сайте Минздравсоцразвития) будет учитываться их минимальная цена в стране-производителе, цены в других государствах и средняя цена, по которой данный препарат ввозится в Россию.
По словам Татьяны Голиковой, установленные государством цены на все препараты будут размещены на сайте Росздравнадзора, чтобы любой гражданин смог «проследить, какой должна быть цена». Фармацевтам, которые рискнут отпускать препарат выше предельно допустимой цены, грозит штраф или лишение лицензии. Правда, каким образом будут выявлять нарушителей, пока неясно.
Меняться установленные цены будут, но только один раз в год – 1 декабря. Новая цена будет рассчитываться с учетом ожидаемого уровня инфляции, прописанного в ежегодно прогнозе социально-экономического развития, который входит в состав материалов к проекту бюджета.
Предложенная правительством мера, действительно, поможет избежать неожиданных скачков. Но, как подчеркивают некоторые участники рынка, не надо ждать, что с 1 апреля цены во всех аптеках на один и тот же препарат будут одинаковыми, тем более не стоит ждать «обвала» цен на лекарства. Сегодня разброс цен в московских аптеках вполне может достигать 50% (а подчас и превышает этот показатель). То есть сейчас конкретный препарат может стоить значительно дешевле гипотетической «средневзвешенной цены». Конечно, тем, кто продавал лекарства выше рассчитанной цены, придется понизить планку, часть продавцов, у кого лекарства стоили дешевле, напротив, могут поднять цены до заявленного потолка, а компании, делавшие ставку на агрессивную ценовую политику, как и прежде, будут продавать лекарства дешевле своих конкурентов.
Кроме того, как сообщил «РИА Новости» представитель крупной фармацевтической компании, пожелавший сохранить инкогнито, производители и продавцы во время регистрации, скорее всего, будут заявлять цены с некоторым «запасом», что должно сказаться и на уровне расчетной цены.
Наконец, чтобы компенсировать возможные потери, игроки фармацевтического рынка могут применить прием, успешно опробованный участниками продовольственного рынка. Напомним, в 2007-2008 гг., власти безуспешно пытались остановить стремительный рост цен на продукты питания. В конце концов, чиновники пригрозили прибегнуть к административным мерам и установить предельный уровень цен на социально-значимые продукты. Бизнесмены опередили их, предложив в рамках «джентльменского» соглашения самостоятельно ограничить цены на социально значимые продукты. При этом ни производители, ни торговцы особо и не скрывали, что оборотной стороной «заморозки», станет опережающий рост цен на товары, не вошедшие в список социально значимых.
Теперь и фармацевты подумывают о том, что если введение предельной цены заметно повредит их коммерческим интересам, то расплатой за это станет рост цен на более чем две трети лекарств, не входящих в список ЖНВЛС
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции