Одна из составляющих допризывной военно-патриотической подготовки - духовное воспитание. В чем сегодня зключается участие в нем Русской православной церкви в интервью РИА Новости рассказал ответственный секретарь Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата священник Дмитрий Николаев.
- Отец Дмитрий, скажите, в чем состоит роль церкви в допризывной работе военно-патриотических организаций?
- Главная наша задача - приумножение в людях чувства добра. В молодежной среде это особенно важно. Юные души с готовностью впитывают все – и доброе, и дурное. Что в них будет вложено в этом возрасте, то и составит понятийную и принципиальную основу их взрослой жизни. И неважно, где эти дети занимаются – в секции бокса или кружке филателистов.
Военно-патриотические клубы готовят ребят к армии, дают им такие навыки, которые в случае боевых или иных экстремальных действий позволят им вернуться домой живыми.
Одного года армейской службы недостаточно, чтобы сделать из юноши полноценного воина (хотя свои плюсы в годичной службе, безусловно, есть). Значит, нужно эту подготовку начинать заранее. А церковь должна рассказать, кто такой есть русский солдат: воинство наше всегда было христолюбивым, русский воин - не безжалостный убийца, жаждущий наживы, а освободитель и защитник слабых, великодушный победитель. Дети должны осознавать это уже в самом раннем возрасте.
- Основной профиль вашего отдела - работа с военнослужащими, но вы участвуете и в деятельности военно-патриотических клубов. Что вами движет?
- Во-первых, то, о чем я сказал выше. А во-вторых, мы являемся гражданами своего Отечества, и нам небезразлично, кем вырастут наши дети, как они будут трудиться на благо нашей страны. Напитывая детей духовной пищей, мы заботимся о формировании в них духовного стержня, тем самым благотворно влияя и на общество в целом.
У нас есть сотрудники, являющиеся офицерами запаса, которые знают и могут продемонстрировать на практике, как из тощего и хилого тинэйджера с красными от компьютера глазами, неразвитой мускулатурой и гипертрофированным самомнением воспитать мужчину.
- Каким образом церковь участвует в работе военно-патриотических клубов?
- По имеющейся у нас статистике, в стране около 2,5 тысячи военно-патриотических организаций, работающих с детьми. Из них 15% позиционируют себя как православные. Ребята в них не просто получают военную выучку и спортивную подготовку, но учатся взаимовыручке, взаимоуважению, дружбе, жертвенности. Помимо тренировок, они помогают больным людям, убирают территорию, участвуют в богослужениях, изучают закон Божий. Во время каникул ездят в военизированные лагеря. Курение и матерщина при этом пресекаются. А если и случается что-то подобное, ребята четко осознают, что поступили плохо. То есть чутье на добро и зло в них работает. Оно называется совесть. Это уже немало.
- Какую работу с детьми осуществляет непосредственно ваш отдел?
- При нем создан приют, в котором воспитываются дети погибших офицеров из разных регионов России. Все они учатся в кадетском корпусе, носят морскую форму. Приехали когда-то к нам хулиганистыми мальчишками, которые и построиться толком не могли, а теперь они бравые парни.
Председатель отдела протоиерей Димитрий Смирнов и его заместитель игумен Савва (Молчанов) внутри своих приходов создали военно-патриотические организации: школу «Скимен» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и дружину при храме св. Николая в Подкопаях.
Отдел дважды в год проводит суворовские и ушаковские сборы, на них съезжаются военно-патриотические клубы из разных регионов России. Кроме того, Синодальный отдел посредством военно-спортивного учебно-тренировочного центра «Базальт» активно взаимодействует с центром гражданско-патриотического воспитания молодежи в рамках национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Кроме еженедельных занятий в каникулы в разных местах (Московская область, Северная Адыгея, Краснодарский край) проводятся выездные военно-спортивные и историко-патриотические сборы, в которых участвуют дети от девяти до 18 лет.
В рамках сборов проводятся учебно-тренировочные программы по туризму, альпинизму, спелеологии, работают трудовые лагеря по сбору урожая, проходят паломнические поездки, профильные занятия, в том числе «Школа юного разведчика», «Школа выживания», занятия по стрельбе. Дети в любых погодных условиях добывают огонь, воду и готовят пищу, устанавливают палатки, из подручных средств строят временные жилища, ориентируются на местности, ухаживают за своей одеждой и обувью, делают несложный бытовой ремонт и оказывают доврачебную помощь.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости