В этом году некоторые педвузы недобрали студентов даже на бюджетные места. В Минобрнауки РФ заявляют о кризисе педобразования и необходимости скорейшей модернизации системы подготовки учителей. Какие изменения назрели в системе педагогического образования, в интервью РИА Новости рассказала научный руководитель образовательных программ факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Катерина Поливанова.
- Катерина Николаевна, сегодня много говорят о реформе школы. Вы согласны с тем, что она должна начаться с учителя?
- Да, ведь доказано, что успешность обучения в первую очередь зависит от педагога. Если мы не будем повышать его квалификацию, ни о каком качестве образования не может идти речи.
Два года назад центр социологии образовании РАО провел исследование обучения в педагогических вузах. Директор центра Владимир Собкин выявил тогда симптоматичное явление, которое он назвал двойным отрицательным отбором: сначала в педвузы идут не самые сильные абитуриенты, говоря попросту, «троечники», а затем тоже «троечники», но уже из выпускников вуза идут работать в школу. В результате школьному образованию достаются люди без большого потенциала и амбиций, и это наша реальность.
Впервые в этом году по итогам единого госэкзамена было признано: у нас есть дети, не осваивающие программу, при том, что планка между «двойкой» и «тройкой» занижена. В чем причина? Если в детях - им следует помогать, и совсем другое дело, если это брак школы.
- Но не слишком ли радикальная эта мера - сокращение числа педагогических вузов?
- Педвузы необходимо сокращать: такой многочисленный набор нам просто не нужен. Сегодня педагогические вузы выполняют функцию общего высшего образования - в них идут те, кто не может получить никакое другое.
Безусловно, следует пересматривать требования к кафедрам. Сегодня их оценивают по внешним параметрам: количеству кандидатов наук, докторов, профессоров, совершенно не учитывая результаты их научно-исследовательской работы.
Надо проводить внешнюю экспертизу и избавляться от неэффективно работающих специалистов. Хорошо ли, к примеру, если доктор наук много лет читает один и тот же курс, не внося в него содержательных изменений?
- Повлияет ли, на ваш взгляд, двухступенчатая модель обучения на качество педагогического образования?
- Она может дать результат. Но здесь не должна повторяться модель специалитета. Магистратура должна стать перспективой, а не старшими курсами, «приклеенными» к бакалавриату. В магистратуру бакалавр должен идти обдуманно, с учетом собственных склонностей, после приобретения профессионального опыта.
- Но ведь школа не может ждать, когда система педобразования начнет готовить учителей по-новому. Как в этой связи должна меняться система повышения квалификации и переподготовки педагогов?
- Да, школа не может ждать. Объем информации постоянно растет. Известно, что по техническим специальностям, к примеру, знания, которые студенты получают на первом курсе, к их третьему курсу устаревают. Педагоги должны учиться управлять инновациями.
Целостная модель системы повышения квалификации еще не выстроена. Полагаю, что в данном случае нужно ведомственное решение – новую модель должно выстраивать Минобрнауки РФ.
Мы до сих пор находимся в ситуации советской плановой практики, при которой кто-то определяет за учителя, когда и где он должен повышать квалификацию. Знаю по опыту: учиться у нас люди хотят, но найти деньги на обучение непросто, поскольку не они сегодня распоряжаются собственной образовательной карьерой.
Нужна мобильная система, работающая на результат. Учитель должен понимать, какие у него есть возможности для повышения квалификации, куда он может поехать и зачтется ли ему это обучение. А для того он должен иметь виртуальные деньги на повышение квалификации - ваучеры.
- Ваш факультет готовит управленцев в сфере образования. Нужны ли им особые знания и навыки?
- Да. Управлять - это значит уметь ставить цели, предвидеть риски и прогнозировать обстоятельства. Школе сегодня нужны именно управленцы, а не диспетчеры и администраторы, именно таких специалистов готовит наш факультет. А наши вузы, как и раньше, готовят только предметников.
Активный и амбициозный учитель-предметник делает карьеру, идет в управление, а учиться ему негде. Мест, где управленцы могут растить себя как экспертов в своей области, попросту нет. А ведь управление предполагает совершенно иной масштаб видения ситуации.
Мы должны готовить людей, которые сами впоследствии смогут на своем рабочем месте организовать систему управления образования по-новому. С другой стороны, надо менять управленческие структуры, предоставлять людям воздух и свободу для принятия самостоятельных решений.
В школе сегодня нет пространства для свободного действия. Чем точнее педагог выполняет инструкцию, тем более он успешен. Надо, чтобы у педагога было и свободное действие, и полная персональная ответственность за его выполнение.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости