Российская венчурная компания (РВК) планирует в 2010 году удвоить вложения в инновационные компании, довести объем сделок посевного фонда до 440 миллионов рублей и создать два новых специализированных фонда суммарным объемом около 3-4 миллиардов рублей. Суммарная капитализация всех фондов с участием РВК должна увеличиться до 25 миллиардов рублей с 21 миллиарда на конец 2009 года. Об этом и о других планах компании на годы вперед в интервью РИА Новости рассказал глава РВК Игорь Агамирзян. Беседовала корреспондент Лана Самарина.
- На прошлой неделе состоялось заседание совета директоров РВК, на котором была одобрена стратегия компании до 2020 года. Какие же цели стоят перед компанией и чего она должна достичь через 10 лет?
- Критерии результативности принятой стратегии действительно относятся на 2020 год. Однако строить конкретные планы до 2020 года достаточно самонадеянно. Естественно, что стратегия будет корректироваться и уточняться. В ней прописаны те целевые ориентиры, которые мы поставили перед компанией. Уточняться стратегия будет по крайней мере раз в три года. Совет директоров 25 декабря прошлого года в целом одобрил бизнес-план РВК на 2010 год. В течение этого года мы будем готовить трехлетний план дальнейшего развития компании на 2011-2013 годы.
- Будет РВК в этом году создавать новые фонды, инвестирующие средства в инновационные компании?
- В 2010 году будет действовать уже десять фондов. Пока с участием вложений РВК действует восемь фондов – семь универсальных созданы управляющими компаниями, отобранными ранее по конкурсу, а один (Фонд посевных инвестиций - прим. ред.) является дочерним предприятием РВК. Мы рассчитываем, что благодаря работе всех фондов количество компаний, в капитале которых участвует РВК, в 2010 году увеличится до 65 с 18 созданных на сегодняшний день. При этом решения по четырем проектам могут быть одобрены буквально на днях. Объем средств, проинвестированных в инновационные компании вырастет более чем в два раза – с 2,5 миллиардов рублей на сегодняшний день до 5,5 миллиардов рублей.
- Новые фонды будут создаваться по тому же принципу, что и первые семь фондов?
- В настоящий момент мы считаем, что создание универсальных фондов в той форме, как это делалось ранее, нецелесообразно. Существующие фонды уже создали достаточное предложение капитала на рынке. Сейчас более необходимы фонды, специализирующиеся на конкретных направлениях – они должны закрывать «провалы» рынка. Первым таким фондом фактически стал Фонд посевных инвестиций. Кроме того, в 2010 году мы планируем создать еще два фонда – инфраструктурный и биотехнологий.
- Понятие «инфраструктуры» весьма широкое, трудно назвать такой фонд специализированным…
- Речь идет не о строительстве железных дорог и пароходов, а об инфраструктуре рынка, то есть о компаниях, предоставляющих сервисы инновационным стартапам. Такие компании не слишком привлекательны с инвестиционной точки зрения, но они необходимы для того, чтобы инновационная экосистема была эффективной. Яркий пример – это консалтинговые компании, занимающиеся оформлением прав интеллектуальной собственности. Сейчас организаций, которые могли бы провести оформление таким образом, чтобы интеллектуальная собственность могла быть в дальнейшем выведена на мировой рынок, у нас в России единицы. Тем более что эта услуга дорогая и недоступна большинству начинающих компаний. Другая сервисная услуга, которая так же нуждается в поддержке будущего инфраструктурного фонда РВК – это поддержка вывода продукции российских инновационных компаний на глобальный рынок. Таким образом, инфраструктурный фонд будет призван оказывать поддержку тем компаниям, которые занимаются развитием этих и других услуг. Сами по себе эти проекты не являются венчурными, однако они необходимы для того, что работала венчурная индустрия. Я лично считаю, что этот проект интересен не только для нас. Например, на мой взгляд, ВЭБ вполне бы мог принять участие в формировании фонда. Кстати, вопрос о совместной работе РВК и ВЭБ в Минэкономразвития уже обсуждался.
- А второй фонд чем будет заниматься?
- Фонд биотехнологий и фармацевтики – пилотный проект кластерного фонда. Он будет заниматься поддержкой конкретного технологического кластера. В дальнейшем возможно создание других кластерных фондов – например, условно говоря, «робототехники». Программное обеспечение для встроенных устройств – очень перспективная область, и Россия в ней достаточно конкурентоспособна.
- Какой объем фондов вы запланировали?
- Мы сейчас начали работать над концепциями фондов, объем средств составит около 1,5-2 миллиарда рублей для каждого. Механизм создания фондов еще не проработан, но возможно, они будут организованы по той же схеме, что и Фонд посевных инвестиций – в виде общества с ограниченной ответственностью, дочерней компании РВК. Эта форма обеспечивает гораздо большую гибкость и эффективность, чем форма ЗПИФа.
- Кстати, о ЗПИФах. Венчурные инвесторы и инновационные компании достаточно неодобрительно отзываются об этой форме организации работы. У них есть на это веские причины?
- ЗПИФ очень зарегулированный и дорогой в «эксплуатации», то есть расходы на поддержание нормальной соответствующей закону деятельности очень высоки. Соответственно в этой форме могут создаваться только очень крупные фонды. Это приемлемо для фондов прямых инвестиций, для которых эта организационно-правовая форма собственно и разрабатывалась. А потом она была модифицирована в ЗПИФ ОРВИ (особо рискованных венчурных инвестиций). Но в этой сфере востребованы фонды гораздо меньших размеров, особенно на посевной стадии. С другой стороны, у ЗПИФ есть неоспоримое преимущество – он не является юридическим лицом, а потому помогает избежать двойного налогообложения. Если фонд создается, скажем, в форме ООО, то налогами облагается сначала сам фонд, а потом и частные инвесторы. Но для фонда со 100%-ным государственным участием такая проблема не стоит, так как средства все равно вернутся государству если не в виде налогов, то в виде дивидендов.
- Что на ваш взгляд должно заменить ЗПИФ? Это будет новая форма организации?
- Да, мы предлагаем ввести новую организационно-правовую форму – инвестиционное товарищество, близкое по форме к Limited Partnership и хорошо знакомое и понятное инвесторам. Она будет отвечать всем характеристикам товарищества, прописанного в российском законодательстве и при этом максимально приближена к мировой практике, то есть соответствовать тем требованиям, которые уже используются во всем мире. Мы совместно с Роснано, Российской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) и группой депутатов Госдумы уже завершили работу по формированию предложений, сейчас они переданы в Минэкономразвития для дальнейшего обсуждения и согласования.
- А когда заработает Фонд посевных инвестиций?
- Он уже работает. Мы начали прием заявок от венчурных партнеров в начале декабря. Сейчас уже получили семь заявок, из них пять полностью оформлены, а две дорабатываются. По нашим оценкам, в течение января поступит еще 10-15 заявок. В январе соберется комитет по регистрации партнеров, после которого будут опубликованы первые партнеры Фонда посевных инвестиций. Хочу отметить, что этот процесс будет постоянным: все организации, которые захотят получить статус партнера, могут подавать заявки и участвовать в регистрации. Мы предполагаем, что за этот год будет зарегистрировано около 50 венчурных партнеров.
- А когда от партнеров поступят первые инновационные проекты на софинансирование из Фонда посевных инвестиций?
- Я думаю, первые проекты поступят в январе-феврале. Мы готовы соинвестировать до трехкратного объема частных инвестиций, то есть до 75% от проекта, остальные 25% должны быть внесены частными инвесторами. Совокупный объем финансирования составит до 1 миллиона долларов – для посевного проекта это вполне достаточная сумма.
- Ранее вы говорили, что РВК может заняться созданием фондов поздней стадии, которые бы помогали бы венчурным компаниям капитализироваться. Будет ли реализована эта идея?
- Будет, но не в 2010 году. Фонды поздней стадии, так называемые «мезонины», требуются инновационным компаниям на 6-7 году существования. Первые компании были проинвестированы в 2008 году, соответственно востребованы такие фонды будут не ранее 2013 года. Заниматься этим нужно уже сейчас, потому что стратегии выхода на мировой рынок наших венчурных компаний пока практически не разрабатываются. Собственно и стратегия выход в основном используется одна – продажа компании стратегическому инвестору. Однако пока задача проработка стратегий выхода остается стратегической целью.
- В прошлом году Генпрокуратура высказала ряд замечаний по поводу размещения временно свободных средств РВК, компания в июне этого приняла положение, регулирующее их размещение. Как сейчас будут размещаться средства?
- Действительно положение было принято, но технически оно оказалось не очень удобным. Например, запрос банкам и отбор их предложений должен был проводиться на каждое размещение средств, в последнем варианте мы сократили бюрократическую работу, и отбор банков не будет выполняться каждый раз. Так что мы доработали положение, и в этом году мы будем новые депозиты размещать уже в соответствии с ним. Был составлен список из примерно 20 банков, им разосланы предложения и сейчас мы ждем ответов банков.
- О необходимости развития венчурного рынка говорят с самых высоких трибун на протяжении многих лет, однако участники рынка продолжают все эти годы жаловаться, что работать в России очень тяжело…
- Сейчас стоит задача сделать условия ведения инновационно-технологического бизнеса в нашей стране не менее привлекательными, чем в развитых юрисдикциях. Интеллектуальный бизнес, как не связанный с материальными активами, имеет такую особенность – утекать туда, где ему удобнее работать. Таким образом, в глобальном плане стоит задача этот поток развернуть и направить в Россию. Как это сделать – отдельный вопрос. Сейчас активно обсуждаются возможности по стимулированию компаний, желающих развивать и внедрять инновации. Моя позиция - на сегодняшний день эффективнее снимать барьеры, чем создавать стимулы. Разумеется, стимулировать инновационную деятельность необходимо, но ведь гораздо проще и дешевле ей не мешать. Процедуры оформления, ведения, контроля должны стать максимально понятными и прозрачными.
- РВК может помочь инновационным компаниям уменьшить бюрократическую работу?
- Может, частично этим займется инфраструктурный фонд, который поможет развитию консалтинговых компаний. Кроме того, мы сами запланировали создание ряда услуг, которые могут существенно облегчить жизнь инноваторам. Мы, например, планируем создание пакета документов «бизнес в коробке» (business in a box) – набор типовых шаблонов, необходимых для создания малой инновационной компании. Если у предпринимателя возникает необходимость создать такую компанию, то ему необходимо будет только сформулировать основные характеристики будущей фирмы, заполнить форму на сайте РВК и получить комплект документов, адаптированных под профиль его компании. Мы планируем, что количество компаний, которые получат от РВК не только финансовую поддержку, увеличится за 2010 год до тысячи.