Рейтинг@Mail.ru
Топ-менеджеров надо учить быть "ближе к народу" - Филонович - РИА Новости, 11.01.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Топ-менеджеров надо учить быть "ближе к народу" - Филонович

© Фото предоставлено ГУ-ВШЭДекан Высшей школы менеджмента Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Сергей Филонович
Декан Высшей школы менеджмента Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Сергей Филонович
Читать ria.ru в
Дзен
Чему можно научить топ-менеджмент и чем EMBA отличаются от MBA, в интервью РИА Новости рассказал декан Высшей школы менеджмента Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Сергей Филонович.

Многие российские бизнес-школы, помимо программы обучения на получение степени MBA (мастер делового администрирования), сегодня предлагают программу Executive MBA (EMBA), рассчитанную на обучение руководителей высшего звена. Чему можно научить топ-менеджмент и чем EMBA отличаются от MBA, в интервью РИА Новости рассказал декан Высшей школы менеджмента Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Сергей Филонович.

- Сергей Ростиславович, известно, что программа EMBA нацелена на обучение топ-менеджмента: на нее набирают только первых лиц и собственников компаний. Как это отражается на структуре и содержании программы?

- У топ-менеджмента меньше времени, чем у их молодых коллег, кто идет на MBA, и поэтому они не могут позволить себе учиться с отрывом от работы. Учитывая это, на Западе, да и во многих бизнес-школах в России идут по простому пути: сокращают количество часов в программе и проводят занятия в выходные дни. При этом подход к содержанию EMBA такой же, как и в классической программе MBA - дисциплинарный: изучается финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, маркетинг.

Мы сочли, что простое сокращение и изменение формата программы MBA - это не совсем то, что нужно топ-менеджменту. У топ-менеджера нет необходимости, условно говоря, быть специалистом в области финансов, ведь у любого главы компании есть заместитель по финансам, так же как директор по маркетингу, HR.

Топ-менеджерам, на наш взгляд, нужно уметь работать с проблемами и уметь разговаривать с функциональными специалистами на их языке. Поэтому мы предпочли проблемно-ориентированный подход.

Наша программа - это цикл из 22-дневных семинаров по одной из проблем: управлению ростом, управлению конкуренцией и ряду других. Каждая тема рассматривается с точки зрения стратегии, финансов, маркетинга, HR: обсуждаем кейсы, конкретные ситуации либо ведем пленарную дискуссию. Во второй половине программы перед слушателями выступают практики, они рассказывают о решении вопросов, затронутых на семинарах.

- Отбор на EMBA действительно жесткий? Могут ли те, кого не относят к управленцам, попасть на программу?

- EMBA рассчитана на тех, кто принимает участие в разработке, принятии и воплощении стратегии компании. Мы пробовали брать функциональных специалистов - главного бухгалтера, юриста, однако заметили: заинтересованность их в программе была не столь высока.

Иная картина с руководителями, даже если они работают в разных бизнесах: малом и крупном. Кроме того, общение им полезно: крупному бизнесу должно быть понятно, в чем его отличие от малого.

- Как можно оценить уровень программ EMBA в России? Конкуренция на рынке сильная?

- EMBA преподают только в половине бизнес-школ, где есть программа MBA. Уровень программ разный, но говорить о серьезной конкуренции на рынке пока не приходится. Хотя во всем мире программы ЕMBA сегодня набирают вес. Ясно, что топ-менеджеры должны иметь бизнес-образование.

- Значит ли это, что те, кто окончил EMBA, получили все необходимые знания?

- Нет, конечно. Напротив, за два года наши слушатели привыкают к life-long learning, то есть пожизненному образованию. Они начинают испытывать чувство интеллектуального голода, если лишаются общения с коллегами, профессорами.

Полагаю, что именно по этой причине именно из слушателей программы EMBA сформировался костяк нашего Клуба выпускников. Мы привлекаем их в качестве экспертов на семинары, конференции.

Некоторые после EMBA осваивают еще и программу DBA (доктор делового администрирования). На нее идут топ-менеджеры, которые хотят продолжать работать, но при этом заинтересованы в осмыслении уже накопленного опыта, его анализе и обобщении. Они уже обладают степенью MBA, EMBA или являются кандидатами наук.

Прежде чем запустить программу DBA, мы изучили все программы подобного типа в мире, они доступны.

- И что удалось выяснить?

- Мы поняли: все, кто пытается создать DBA, вынуждены решать одну проблему - как «отстроиться» от традиционной программы PhD (доктор философии). Эффективного готового решения, если честно, мы не нашли и тогда решили предложить свое понимание, что такое DBA, чему должна быть посвящена программа.

Наши слушатели DBA не проводят исследований, как на PhD: они пишут не исследовательскую диссертацию, а диссертацию, посвященную обобщению профессионального опыта – своего или чужого. На мой взгляд, такой подход для управленцев гораздо полезнее.

- Программа MBA в России признана официально, и ее слушатели получают госдиплом. В EMBA диплом государственного образца не предусмотрен. Это не смущает слушателей?

- На любую программу человек приходит всегда с двумя целями – получить диплом и получить знания. Но важны приоритеты. Кому-то для карьерного роста нужен диплом, кому-то важнее знания, люди собираются продвигаться благодаря им.

То, что на EMBA не дают государственного диплома РФ, сразу отсекает всех тех, кого интересует лишь корочки. Наши слушатели, к примеру, получают диплом ГУ-ВШЭ, и их это устраивает. Для нас это индикатор заинтересованности человека, прежде всего, в получении знаний, а не регалий государственного образца.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала