Рейтинг@Mail.ru
Рестораны должны формировать заказ на подготовку поваров - РИА Новости, 11.01.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рестораны должны формировать заказ на подготовку поваров

© Фото : Предоставлено ВШЭВице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов
Читать ria.ru в
Дзен

Работодатели нередко заявляют, что недовольны подготовкой выпускников образовательных учреждений индустрии питания. О том, что представляет собой образование в этой сфере и могут ли организации, в которых будут работать эти выпускники, повлиять на учебный процесс, РИА Новости рассказал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов.

- Александр Алексеевич, насколько образование в сфере индустрии питания сегодня ориентировано на практику?

- Оно, можно сказать, на нее никак не ориентировано. Сейчас в учреждениях начального и среднего профобразования (НПО и СПО) работает много профессионалов со стажем. Но говорить о ценности опыта здесь не приходится. Математик с 30-летним стажем - это одно. И совсем другое дело – меняющееся оборудование, с которым должен быть знаком преподаватель. Люди, выключенные из постоянно обновляющейся среды, не могут научить студентов работать в современных условиях. Их очень сложно переубедить, что образование в сфере индустрии питания должно быть сугубо практическим: чтобы научиться открывать устрицы, нужно просто их открывать, а не смотреть, как это делает преподаватель.

С этим связана другая проблема – затратность образования в нашей сфере. Причем, речь идет не только о продуктах для приготовления блюд. Современное оборудование с высоким ресурсом прочности стоит очень недешево. А как можно говорить о приобретении новых плит, если в аудиториях продолжают висеть учебные плакаты 60-х годов, которые впору сдавать в музей, а не учить по ним студентов? Совсем не случайно поэтому после выпуска из учебного заведения студенты не могут работать. Они не знакомы с оборудованием. Ведь вряд ли автослесарь возьмется ремонтировать «Мерседес», если до этого он чинил только «Жигули». Аналогично и в индустрии питания с ее оборудованием.

- Но ведь сейчас в образование средств вкладывается больше, некоторые училища переоборудованы.

- Новое оборудование надо не только установить, им надо уметь пользоваться. Бывают и почти анекдотичные ситуации. В одном из посещаемых нами колледжей мы увидели новые печи, совмещающие варку и жарку – пароконвектоматы, так они даже не были подключены.
И актуален вопрос изменения технологии преподавания. Сейчас, если в группе 25 человек, то и плит должно быть 25. В реальной жизни на кухне в ресторане люди работают бригадами, где каждый выполняет свою часть работы. Поэтому при обучении студентов надо также делить на группы. Это даст возможность выявить их способности и наклонности, ведь кому-то лучше удаются, к примеру, холодные блюда, кому-то десерты.

- Есть ли возможность у работодателей каким-то образом воздействовать на учебные заведения?

- Пока лишь в редких случаях. В основном руководство неохотно идет на контакт и не прислушивается к нашим пожеланиям. Один из самых распространенных ответов: «Вам нечему нас учить». Это позиция довольно странная, если учесть, что на Западе уже давно практикуется образование с ориентацией на последующую работу в конкретных компаниях, которые разбирают выпускников буквально от дверей учебного заведения. Но там и стоимость образования на другом уровне. Допустим, обучение в течение года в одной из известных итальянских школ, которая готовит поваров, стоит 20 тысяч евро. После выпуска они сразу находят работу, а наши повара, выходя из стен колледжей, почти ничего не умеют из-за недостатка опыта.

- Могут ли разработанные федерацией профессиональные стандарты индустрии питания повлиять на ситуацию?

- Несмотря на то, что при разработке федеральных государственных стандартов для НПО и СПО по нашим специальностям профстандарт учитывался, полной уверенности в том, что мы сможем повлиять на учебный процесс, нет. Не ясно, насколько учебные программы, которые должны скоро появиться, будут ориентированы на профстандарт. Законодательно закреплено участие работодателей в создании образовательных программ, а дальше начинаются бюрократические трудности. Допустим, работодателей Москвы представляет Московская конфедерация предпринимателей, но нашей отрасли в составе этой конфедерации нет.

Есть другой путь: сейчас мы пытаемся в нескольких колледжах Москвы и Казани реализовать переход в формат автономного учреждения. Это позволит работодателям влиять на то, что происходит в образовательном учреждении через наблюдательный совет, который будет состоять из администрации города, преподавателей и работодателей. Однако пока примеров реализации подобного сотрудничества нет.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала