Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости
Эксперты уже все решили, обсудили на круглых столах и вынесли приговор: пенсионный возраст в России не может не быть повышен. Один из таких экспертов, участвовавших в подобных заседаниях - президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев. «Выбора уже нет, - говорит он. - Существующие заявки о повышении пенсий в сочетании с ростом продолжительности жизни и резким сокращением трудоспособного населения правительству выбора не оставили. Пенсионный возраст придется повышать, но правительство пока не хочет об этом говорить». Хотя – чего тут, вроде бы, бояться? Тема повышения пенсионного возраста муссируется уже много лет. Казалось бы, в условиях дефицита средств в пенсионной системе, повышение пенсионного возраста выглядит простым и очевидным инструментом, позволяющим сократить число пенсионеров (и бюджетных расходов на них), увеличить предложение на рынке труда и налоговые поступления.
Но это решение может иметь не только плюсы, но и породить массу проблем.
Возраст выхода на пенсию россиян был установлен еще в 1932 году и больше не менялся. Он является одним из самых низких в мире. Женщины могут выйти на пенсию в 55 лет, мужчины - в 60 лет. Но 70 лет назад государство могло себе это позволить. Сейчас – вряд ли. К примеру, в 1939 доля лиц 60 лет и старше составляла 6,7%, а в 2002 году — уже 18,5%. При этом в 1939 году на 1 000 человек трудоспособного возраста приходилось 164 человека пенсионного возраста, а в 2002 году — 335 человек.
По данным ООН, в России за последние три года продолжительность жизни мужчин выросла с 59 до 62 лет. Средняя продолжительность жизни женщин превышает 74 года. Поэтому сейчас одного российского пенсионера кормят 1,7 работника. И это соотношение будет ухудшаться.
Каковы же будут последствия повышения пенсионного возраста? Может показаться, что больше работающих пенсионеров нужно будет обеспечить рабочими местами, поскольку нехватки рабочей силы в стране вроде бы не наблюдается. Наоборот, число безработных превышает два млн человек, и предоставить рабочие места придется частично за счет более молодых работников. Скорее всего – за счет неопытных выпускников учебных заведений. При этом, учитывая, что люди предпенсионного возраста часто не обладают необходимыми сегодня навыками, нужно будет организовать систему их обучения и переобучения. И понятно, что немало сил придется положить на борьбу с устаревшим стилем действий работодателей, которые сейчас совершенно свободно и безнаказанно осуществляют дискриминацию работников по возрастному признаку. А работодатели, понятно, станут сопротивляться.
Но если бы все было так просто, никто бы и не ставил вопрос о приглашении людей старшего возраста на рынок труда. Дело в том, что уже в ближайшие годы ситуация на этом рынке должна измениться. «Предыдущие десять лет численность работоспособного населения росла на 2% в год, - пояснил Михаил Дмитриев. – Сейчас количество трудоспособного населения 20-55 лет сокращается на 1% в год, это 500-600 тыс человек». В этих условиях экономика просто не сможет развиваться, поскольку невозможно будет создавать рабочие места, открывать новые предприятия – будет ощущаться нехватка рабочей силы, прогнозирует эксперт. А потому и для немолодых специалистов вакансии будут.
Также повышение пенсионного возраста способно существенно повлиять на политическую жизнь в стране. Да что там, поменять всю систему общественных отношений. Здесь вопрос в том, как воспринимают у нас люди выход на пенсию – как приглашение к нищете и лишениям, или как долгожданный отдых. Многие граждане почувствуют себя обманутыми: они ждали момента выхода на пенсию. Другие воспримут это новшество как возвращение им надежды на нормальную жизнь. Здесь вопрос в том, где человек живет: в моногороде, где вообще работы может не быть, или в крупном мегаполисе, где возможностей сколько угодно.
Возможны и другие изменения. Молодым семьям, например, уже не придется рассчитывать на помощь бабушек в воспитании подрастающих наследников – ведь бабушки будут трудиться на благо общества. Кстати, противники повышения пенсионного возраста, вооружившись демографической статистикой, доказывают, что повышение пенсионного возраста если и возможно, то для женщин. Значительная часть мужчин просто не доживает до пенсии. Это значит, что для них не будет стимула делать пенсионные накопления.
Наконец, можно прогнозировать некое «возвращение» среднего возраста к нормальной – то есть уважаемой и ключевой – роли в обществе. С этим были большие проблемы в 90-е годы, и никто еще не доказал, что они не принесли потерь для развития страны.
Между тем, судя по действиям правительства, некое принципиальное решение о будущем – пусть отдаленном - повышении пенсионного возраста уже принято. Сама логика событий не позволяет будущим пенсионерам тешить себя иллюзиями рассчитывать на консервацию действующей пенсионной системы.
Напомним, в 2010 году произойдет повышение пенсий, которое не имеет аналогов в истории современной России. Средний размер трудовой пенсии вырастет с 4,4 тыс рублей в середине 2008 года до почти 8 тыс рублей в 2010 году. При этом радикально улучшится коэффициент замещения, то есть соотношение средней пенсии и средней зарплаты. Если в 2007 году он составлял 22,8%, то в 2010 году - превысит 36,2% и вплотную приблизится к 40%, рекомендованным Международной организацией труда.
Это, безусловно, очень нужное увеличение выплат потребует немалых расходов – 1,9 трлн рублей, или примерно 4 % ВВП в 2010 году. Источник повышения пенсий – нефтегазовые доходы бюджета, а с 2011 года дополнительные поступления в размере 1,6% ВВП возникнут за счет повышения ставки страховых взносов в Пенсионный фонд с 20 до 26%.
Но, по расчетам ЦСР, для поддержания уровня пенсий примерно в 40% от заработной платы в течение ближайших лет, кабинету министров придется увеличить бюджет Пенсионного фонда примерно на 20%. Причем эти средства придется найти сверх тех источников, которые были заложены в трехлетнем бюджете. Сделать это можно либо за счет повышения налогов, либо за счет повышения размеров страховых взносов, либо за счет приватизации части оставшейся госсобственности, либо за счет стимулирования более позднего выхода на пенсию в добровольном порядке (при этом чем позже работник уходит на пенсию, тем выше ее размер). Либо - придется повышать пенсионный возраст.