Сто лет со дня рождения великой российской балерины Галины Улановой отмечается 8 января. В истории мирового балета до сих пор трудно найти ей равных. Москва, Лондон, Вена, Нью-Йорк, Токио, Париже - хрупкой советской балерине удалось покорить весь мир. За чудо, которое Уланова творила на сцене, современники называли ее обыкновенной богиней.
© РИА Новости / Хорунжий | Перейти в медиабанкСто лет со дня рождения великой российской балерины Галины Улановой отмечается 8 января. В истории мирового балета до сих пор трудно найти ей равных. Москва, Лондон, Вена, Нью-Йорк, Токио, Париже - хрупкой советской балерине удалось покорить весь мир. За чудо, которое Уланова творила на сцене, современники называли ее обыкновенной богиней.
Сто лет со дня рождения великой российской балерины Галины Улановой отмечается 8 января. В истории мирового балета до сих пор трудно найти ей равных. Москва, Лондон, Вена, Нью-Йорк, Токио, Париже - хрупкой советской балерине удалось покорить весь мир. За чудо, которое Уланова творила на сцене, современники называли ее обыкновенной богиней.
1 из 17
© РИА Новости / Рудольф Кучеров | Перейти в медиабанкЛичность Галины Улановой – уникальна. Она снискала на своем пути все возможные почести, но ни один близкий к ней человек не мог бы сказать, что она сознательно стремилась к ним. Каждое ее выступление вызывало восторженные отзывы критиков, но они всегда шли вразрез с самокритикой великой артистки. К ней было приковано внимание миллионов, но ей всегда удавалось оставаться загадкой даже для самых близких людей.
Личность Галины Улановой – уникальна. Она снискала на своем пути все возможные почести, но ни один близкий к ней человек не мог бы сказать, что она сознательно стремилась к ним. Каждое ее выступление вызывало восторженные отзывы критиков, но они всегда шли вразрез с самокритикой великой артистки. К ней было приковано внимание миллионов, но ей всегда удавалось оставаться загадкой даже для самых близких людей.
2 из 17
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ девять лет Галина Уланова поступила в Государственную хореографическую школу. Ее первым педагогом стала мать. Занятия балетом вначале не доставляли будущей звезде никакой радости. В школе она поняла, что "жизнь балерины состоит наполовину из слова "должна", а на вторую половину - из слова "нельзя". "Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что-то не получается в танце... Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!", - вспоминала впоследствии Уланова. Однако в те юные годы чувство долга было сильнее, и она продолжала заниматься с усердием, поражавшим педагогов. Ей много давалось с трудом, особенно выступления на публике. Но она никогда не опаздывала, никогда не пропускала занятий и не нарушала режим. Вскоре Уланова стала одной из первых учениц в классе. На фото: 1928 год. Галина Уланова в роли Сильфиды из балета "Шопениана" на выпускном вечере в Ленинградском хореографическом училище.
В девять лет Галина Уланова поступила в Государственную хореографическую школу. Ее первым педагогом стала мать. Занятия балетом вначале не доставляли будущей звезде никакой радости. В школе она поняла, что "жизнь балерины состоит наполовину из слова "должна", а на вторую половину - из слова "нельзя". "Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что-то не получается в танце... Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!", - вспоминала впоследствии Уланова. Однако в те юные годы чувство долга было сильнее, и она продолжала заниматься с усердием, поражавшим педагогов. Ей много давалось с трудом, особенно выступления на публике. Но она никогда не опаздывала, никогда не пропускала занятий и не нарушала режим. Вскоре Уланова стала одной из первых учениц в классе. На фото: 1928 год. Галина Уланова в роли Сильфиды из балета "Шопениана" на выпускном вечере в Ленинградском хореографическом училище.
3 из 17
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПервый большой успех пришел к Улановой в 1929 году, когда она танцевала партию Одетты-Одиллии в "Лебедином озере". Однако восторженные отзывы критиков не только не вскружили ей голову, а, напротив, заставили больше работать над собой, совершенствовалась исполнение от спектакля к спектаклю благодаря кропотливому и неустанному труду самой балерины. На фото: Галина Уланова в роли Одетты и артист Константин Сергеев в роли Зигфрида в фильме «Лебединое озеро».
Первый большой успех пришел к Улановой в 1929 году, когда она танцевала партию Одетты-Одиллии в "Лебедином озере". Однако восторженные отзывы критиков не только не вскружили ей голову, а, напротив, заставили больше работать над собой, совершенствовалась исполнение от спектакля к спектаклю благодаря кропотливому и неустанному труду самой балерины. На фото: Галина Уланова в роли Одетты и артист Константин Сергеев в роли Зигфрида в фильме «Лебединое озеро».
4 из 17
© РИА Новости | Перейти в медиабанкЧтобы успешно воплотить тот или иной образ на сцене, Улановой нужно было искренне и глубоко перевоплощаться, не только внешне, но и внутренне. Одним из самых сложных стал образ Жизель. Эта роль досталась ей случайно: балерина, которой она предназначалась, заболела. Уланова не видела, как исполняли партию Жизели ее легендарная предшественница Анна Павлова. Пребывая в полном отчаянии оттого, что не может понять своей роли, она села в автобус и уехала в Царское село. Здесь, сидя на скамейке, балерина поняла, как нужно танцевать Жизель. На фото: Галина Уланова в роли Жизели и Юрий Жданов в роли Альберта в балете А. Адана «Жизель».
Чтобы успешно воплотить тот или иной образ на сцене, Улановой нужно было искренне и глубоко перевоплощаться, не только внешне, но и внутренне. Одним из самых сложных стал образ Жизель. Эта роль досталась ей случайно: балерина, которой она предназначалась, заболела. Уланова не видела, как исполняли партию Жизели ее легендарная предшественница Анна Павлова. Пребывая в полном отчаянии оттого, что не может понять своей роли, она села в автобус и уехала в Царское село. Здесь, сидя на скамейке, балерина поняла, как нужно танцевать Жизель. На фото: Галина Уланова в роли Жизели и Юрий Жданов в роли Альберта в балете А. Адана «Жизель».
5 из 17
© РИА Новости / Умнов | Перейти в медиабанкВпоследствии эта роль стала для нее любимой. Свою партию в "Жизели" Уланова танцевала на протяжении всей своей творческой жизни, за исключением некоторых небольших перерывов.
Впоследствии эта роль стала для нее любимой. Свою партию в "Жизели" Уланова танцевала на протяжении всей своей творческой жизни, за исключением некоторых небольших перерывов.
6 из 17
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ спектакле "Ромео и Джульетта" постоянным партнером Улановой на сцене Кировского театра был Константин Сергеев. О том, насколько великолепен был их танец, сказано очень много. Блестящий творческий дуэт Сергеева и Улановой со временем перерос в семейный. На фото: 1940 год. Галина Уланова и Константин Сергеев в сцене из балета "Ромео и Джульеттта".
В спектакле "Ромео и Джульетта" постоянным партнером Улановой на сцене Кировского театра был Константин Сергеев. О том, насколько великолепен был их танец, сказано очень много. Блестящий творческий дуэт Сергеева и Улановой со временем перерос в семейный. На фото: 1940 год. Галина Уланова и Константин Сергеев в сцене из балета "Ромео и Джульеттта".
7 из 17
© РИА Новости | Перейти в медиабанк1945 год. Галина Уланова в сцене из балета С. Прокофьева "Золушка".
1945 год. Галина Уланова в сцене из балета С. Прокофьева "Золушка".
8 из 17
© РИА Новости | Перейти в медиабанк1949 год. Галина Уланова в роли китайской танцовщицы Тао Хоа в сцене из балета Р. Глиэра "Красный цветок".
1949 год. Галина Уланова в роли китайской танцовщицы Тао Хоа в сцене из балета Р. Глиэра "Красный цветок".
9 из 17
© РИА Новости / Толчан | Перейти в медиабанк1952 год. Галина Уланова в роли Джульетты, Юрий Жданов в роли Ромео в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
1952 год. Галина Уланова в роли Джульетты, Юрий Жданов в роли Ромео в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
10 из 17
© РИА Новости / Умнов | Перейти в медиабанкПоследний раз Галина Уланова танцевала 29 декабря 1960 года в Большом театре в "Шопениане" (так же назывался ее выпускной спектакль). О том, что этот спектакль последний в ее карьере, знала только она сама. В 50 лет Галина Уланова ушла со сцены навсегда, посвятив себя преподаванию. На фото: 1955 год. Галина Уланова в роли Катерины и Владимир Преображенский в роли Данилы в сцене из балета "Сказ о каменном цветке".
Последний раз Галина Уланова танцевала 29 декабря 1960 года в Большом театре в "Шопениане" (так же назывался ее выпускной спектакль). О том, что этот спектакль последний в ее карьере, знала только она сама. В 50 лет Галина Уланова ушла со сцены навсегда, посвятив себя преподаванию. На фото: 1955 год. Галина Уланова в роли Катерины и Владимир Преображенский в роли Данилы в сцене из балета "Сказ о каменном цветке".
11 из 17
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк1977 год. Галина Уланова и Майя Плисецкая в жюри III Международного конкурса артистов балета.
1977 год. Галина Уланова и Майя Плисецкая в жюри III Международного конкурса артистов балета.
12 из 17
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкЕе учениками стали Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова. "Я не хочу повторения себя в учениках, — рассуждала Галина Уланова, — это в любой области искусства порочный метод". На фото: 1979 год. Галина Уланова на репетиции с Екатериной Максимовой.
Ее учениками стали Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова. "Я не хочу повторения себя в учениках, — рассуждала Галина Уланова, — это в любой области искусства порочный метод". На фото: 1979 год. Галина Уланова на репетиции с Екатериной Максимовой.
13 из 17
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк"Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность", - слова, ставшие заповедью Улановой-педагога. На фото: 1985 год. Галина Уланова готовит шведскую балерину Аннели Алханко к исполнению партии Жизели.
"Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность", - слова, ставшие заповедью Улановой-педагога. На фото: 1985 год. Галина Уланова готовит шведскую балерину Аннели Алханко к исполнению партии Жизели.
14 из 17
© РИА Новости / Полховский | Перейти в медиабанкНа протяжении всей своей жизни оставалась для многих на недосягаемой высоте. На фото: 1980 год. Галина Уланова в ложе Большого театра на юбилейном вечере посвященном ее 70-летию.
На протяжении всей своей жизни оставалась для многих на недосягаемой высоте. На фото: 1980 год. Галина Уланова в ложе Большого театра на юбилейном вечере посвященном ее 70-летию.
15 из 17
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкДело вовсе не в том, что до конца жизни она всегда ходила на высоких каблуках и элегантно одевалась.
Дело вовсе не в том, что до конца жизни она всегда ходила на высоких каблуках и элегантно одевалась.
16 из 17
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкЕе никто и никогда не видел вялой, раздражительной. Ни один человек не говорил о какой-либо небрежности или безответственности артистки. Она неизменно покоряла людей своей открытостью, добротой и человеческой мудростью.
Ее никто и никогда не видел вялой, раздражительной. Ни один человек не говорил о какой-либо небрежности или безответственности артистки. Она неизменно покоряла людей своей открытостью, добротой и человеческой мудростью.
17 из 17