МОСКВА, 3 янв - РИА Новости. Память святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси празднуется 3 января (21 декабря по ст.ст.) в день его преставления, 6 сентября (24 августа по ст.ст.) в день перенесения мощей и 18 октября (5 октября по ст.ст.) вместе с Собором святителей Московских.
Святитель Петр родился около 1260 года на Волыни в знатной боярской семье. Перед рождением сына мать увидела во сне, что держит на руках агнца, а между его рогами растет дерево, покрытое цветами, плодами и горящими свечами.
В 12 лет Петр поступил в монастырь.
К тому времени будущий святитель успешно изучил книжные науки. Он много времени уделял изучению Священного Писания и обучился иконописи. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам.
За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. Затем, испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рате он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на этом месте образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса, Петр был избран игуменом обители. Чтобы услышать духовные наставления подвижника Петра, в монастырь нередко приходил галицкий князь Юрий Львович. Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим. Игумен Петр принес митрополиту в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы.
После смерти митрополита Максима в 1305 году возник вопрос о том, кто займет митрополичью кафедру. Галицко-волынский князь Юрий Львович послал в Царьград для принятия кафедры своего избранника игумена Петра, а князь тверской и владимирский Михаил - игумена Геронтия. Игумен Петр прибыл первым, а игумена Геронтия задержала буря, во время которой ему явилась Богородица и сказала, что митрополитом должен быть Петр. Такое же видение было патриарху Константинопольскому Афанасию.
Патриарх остановил свой выбор на Петре, которому и вручил полученные от Геронтия святительские одежды, пастырский жезл и икону, некогда написанную самим Петром в подарок митрополиту Максиму.
По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.
Выбор Константинопольского патриарха у многих вызвал недовольство. В частности, тверской епископ Андрей написал ложный донос на Петра. В 1311 году жалобу рассмотрел Собор русских епископов, и митрополит был оправдан.
На Руси, находившейся под татарским игом, не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он поучал народ и духовенство о сохранении христианского благочестия, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству.
В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли.
По благословению святителя Петра в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. 21 декабря (ст.ст.) 1326 года святитель Петр скончался. Он был погребен в Успенском соборе в каменном гробу, который сам приготовил.
Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет после его смерти, в 1339 году, он был причтен к лику святых.
У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.
Святые мощи святителя Петра трижды обретались нетленными: в 1382 году, во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел; в 1477 году, когда обрушились стены собора; в 1479 году, когда Успенский собор был вновь воздвигнут итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.
Сохранились два поучения святителя Петра к пастве, касающиеся семейной жизни. Житие святителя Петра было написано преосвященным Прохором, епископом Ростовским, рукоположенным самим святителем, а также митрополитом Киприаном.