Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Называть 2009 год «годом войны» как-то непривычно, но итоги года в военной сфере впечатляют.
Главным фактором, влиявшим на военные дела во всем мире, стал продолжающийся мировой кризис, заставивший многие страны в значительной мере скорректировать свои планы. Сюда входит и смена военной политики США с приходом к власти Барака Обамы.
Как и ожидалось, США резко ограничили объемы закупок и ассигнования на разработку новейшей военной техники. Главной жертвой стала амбициозная программа FCS – Future Combat System. В 2008 году велись ожесточенные споры о судьбе истребителей F-22, в 2009 они завершились решением о прекращении производства этого самолета. ВВС США получат ранее заказанную партию в 183 машины, дальнейшие закупки не планируются. Так же оживленно теперь обсуждается программа создания самолета F-35, стоимость которого, несмотря на все обещания производителей, категорически отказывается снижаться.
Это – США. На программе перевооружения российской армии кризис сказался иначе – при формальном увеличении гособоронзаказа фактически многие заводы значительную часть года провели без средств, в связи с «запоздавшим» утверждением бюджета. В результате финансирование ряда программ осуществлялось с опозданием, что замедлило их реализацию.
Сказывались и другие факторы. Например, не состоялся ввод в строй атомного подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий», предназначенная для которого ракета «Булава» продолжает терпеть неудачи на испытаниях. Трудности с освоением новой продукции замедляют поставки в войска ряда других образцов современного вооружения, а увеличенное финансирование НИОКР пока не позволяет преодолеть последствия развала 90-х годов.
Следует отметить, однако, что в ряде случаев даже полноценное и бесперебойное финансирование в российских условиях не дает должного результата. Как правило, последствия прячутся за стыдливым эвфемизмом «неэффективное расходование средств», скрывающим за собой все что угодно – от перераздутых штатов предприятия до мошенничества, воровства и саботажа.
В 2010 году завершится первая пятилетка реализации Госпрограммы вооружения 2006-15. Несмотря на то, что до ее завершения остался еще год, уже сейчас можно сказать, что в части поставок новой военной техники она будет провалена по ряду ключевых позиций. Это поставки бомбардировщиков Су-34, вертолетов Ми-28Н, подлодок проекта 677, зенитно-ракетных комплексов С-400, ряда других сложных систем, которые поставлены в вооруженные силы в намного меньшем количестве, чем планировалось.
В результате пока России не удается сломать тенденцию устаревания парка военной техники, что может грозить критическими последствиями для обороноспособности страны в следующие два десятилетия, если ситуация не будет исправлена решительными мерами.
Одной из этих мер может стать приобретение тех или иных образцов вооружения за рубежом. 2009 год стал первым годом, когда от обсуждения возможности подобных закупок был сделан переход к конкретным переговорам – о возможном приобретении корабля типа «Мистраль» во Франции. Будет ли этот контракт подписан и реализован – неясно, учитывая довольно солидную внутреннюю российскую оппозицию «Мистралю», на поверку оказавшемуся не слишком пригодным для российских условий, но очевидно, что министерство обороны готово на подобные шаги, несмотря на их непопулярность.
В области ядерного разоружения главным процессом года стало обсуждение условий нового договора между Россией и США о сокращении СНВ. Начав с весьма расходившихся позиций, стороны в итоге достигли согласия по ряду ключевых пунктов, включая число зарядов и носителей, установление ограничений на «возвратный потенциал» и, напротив, снятие односторонних ограничений на развертывание российских мобильных ракетных комплексов.ц4
Стратегические вооружения остаются очевидным приоритетом для руководства России - о чем свидетельствует, например, практически бесперебойное производство новых ракет для РВСН, и серьезные ассигнования в разработку перспективных носителей, способных заменить устаревающие советские ракеты.
Однако одними стратегическими вооружениями страну защитить невозможно. Мир вошел в полосу локальных конфликтов, которые будут разгораться и далее, и для сохранения своей обороноспособности в этих условиях Россия нуждается в скорейшем перевооружении армии, реформы которой пока так и не смогли ликвидировать техническое отставание.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции