Интервью агентству РИА Новости заместителя начальника департамента экономической безопасности МВД России полковника милиции Алексея Шишко. Беседовал Сергей Стефанов.
Прошло уже полгода с момента введения в России 1 июля запрета на деятельность игорных заведений по всей стране, кроме специально отведенных для этого зон. Президент России Дмитрий Медведев в интервью трем российским телеканалам 24 декабря сообщил, что даст поручение «еще раз прошерстить законодательную базу», провести анализ российского законодательства с тем, чтобы закрыть все "лазейки" незаконному игорному бизнесу.
Что изменилось с вступлением в силу федерального закона, как ведет себя в современных условиях игорный бизнес, с какими трудностями в оперативной деятельности здесь сталкивается милиция? Об итогах борьбы с нелегальной игорной деятельностью в России специальный корреспондент РИА Новости Сергей Ситефанов беседует с заместителем начальника департамента экономической безопасности МВД России полковником милиции Алексеем Шишко.
- Алексей Валерьевич, прошло полгода с момента вступления в силу федерального закона №244 об ограничении деятельности игорного бизнеса. Совместно с Генеральной прокуратурой, Федеральной налоговой службой и другими органами власти МВД России активно занимается обеспечением его исполнения. Если подводить итоги работы за прошедшее полугодие, то какие моменты вы могли бы выделить?
- Проводимые органами внутренних дел мероприятия показывают, что большинство субъектов игорного бизнеса в соответствии с требованием закона самостоятельно прекратили деятельность после 1 июля 2009 года.
Вместе с тем еще на стадии подготовки к 1 июля, на основе анализа оперативной информации, мы прогнозировали, что многие владельцы игорных заведений попытаются обойти запрет, желая сохранить «легкие» деньги. Это – даже не курица, несущая золотые яйца. В отличие от курицы, «однорукие бандиты» не требуют корма, они делают сверхприбыли буквально из воздуха…
Подразделениями экономической безопасности неоднократно выявлялись случаи, например, в Дальневосточном регионе, когда игорные заведения регистрировались на подставных лиц, но на самом деле бизнесом владели криминальные авторитеты. Организаторы создали целую сеть заведений, которые получали сверхприбыли и не уплачивали налоги.
Есть и другие факты, которые говорят о том, что заведения игорного бизнеса зачастую находятся под «крышей» организованных преступных групп. Так, в Южном регионе при обыске домовладения «финансиста» одного из известных на Кавказе «воров в законе» были обнаружены записи, которые помогли установить восемь незаконно действующих игорных заведений. Кроме того, было изъято около 170 тысяч (169,8) долларов США и 26 тысяч евро, отчеты по «черной» кассе о внесении денежных сумм в «общак» за 2007-2009 годы.
Рассчитывать на правосознание таких «участников рынка» было бы, по меньшей мере, наивно. И сегодня сфера игорного бизнеса, несмотря на меры по ее госрегулированию, остается привлекательной для организованных криминальных структур, в том числе как способ легализации преступных доходов.
- Какие факты вскрывают проверки объектов игорного бизнеса? Известно, что оперативно-профилактические мероприятия после 1 июля охватили всю территорию нашей страны, от Сахалина до Калининграда. Сколько игорных заведений продолжали осуществлять свою деятельность в нарушение действующего законодательства?
- По данным за июль-декабрь текущего года, сотрудниками милиции в принудительном порядке прекращена деятельность свыше 1400 игорных заведений, в том числе 40 казино и около 1300 залов игровых автоматов. Демонтировано свыше 13 тысяч единиц игрового оборудования.
Как правило, владельцы игорных заведений пытались маскировать проведение азартных игр под видом стимулирующих лотерей, спортивного покера или интернет-клубов. В связи с законодательным решением относительно спортивного покера, сегодня остались два основных способа уклонения от исполнения требований закона, о которых я уже сказал.
- Могли бы вы привести конкретные примеры, когда под видом стимулирующих лотерей или спортивного покера действовали игорные заведения?
- Приведу несколько примеров. В подмосковном Ногинске была пресечена деятельность клуба, в котором проводился розыгрыш мгновенной лотереи «Поймай удачу». Под видом лотерейного оборудования использовались обычные игровые автоматы с демонтированными купюроприемниками, общим количеством 35 единиц. Желающим принять участие в розыгрыше предлагалось купить мелкий товар. Например, спички за сто рублей, зажигалку – за пятьсот или ручку за тысячу. В соответствии с суммой потраченных денег на такие «покупки», в игровых автоматах «набивались» кредитные баллы. При выпадении выигрыша выписывалась квитанция, по которой выдавались призовые деньги.
В городе Электросталь (Московская область) сотрудниками ДЭБ было выявлено три незаконно действующих зала, где были установлены более ста (116) автоматов. Купюроприемники игровых автоматов здесь без затей просто заклеили скотчем. Для начала игры посетителям предлагалось купить так называемые скрэтч-карты – лотерейный билет со 100% выигрышем. После этого, в соответствии с количеством приобретенных карт, менеджеры электронным ключом вводили бонусные баллы. В случае выигрыша участнику задавался формальный вопрос. Например, дважды два – это четыре? После ответа денежный «приз», как и в первом случае, выдавался в кассе.
В городе Казань Республики Татарстан пресечена деятельность сети подпольных игровых салонов «Лимон». Желая уйти от ответственности, организатор зарегистрировал 12 салонов по проведению азартных игр на мужчину, находящегося в местах лишения свободы. В результате незаконной предпринимательской деятельности только за четыре месяца текущего года им получен незаконный доход в сумме более 1 миллиона 700 тысяч рублей.
Различные схемы организации азартных игр с помощью Интернет выявлены и пресечены в Ставропольском крае, Кемеровской области. Примеров можно перечислить много. Но могу вас заверить - любые ухищрения и попытки уклониться от исполнения закона закончатся тем, что незаконно действующее заведение будет рано или поздно закрыто. Органы внутренних дел постараются, чтобы это произошло как можно раньше, и нарушители понесли наказание.
- Помогают ли оперативникам в их работе по пресечению незаконной деятельности представителей игорного бизнеса местные власти? Что делается сейчас на региональном уровне? Как бы вы в целом могли оценить действующее законодательство в этой сфере, может быть, какие-то нормы нужно ужесточить, чтобы отбить всякую охоту к игромании?
- Мы отмечаем высокую заинтересованность органов исполнительной власти на местах, которые осуществляли всестороннюю поддержку нашим мероприятиям. Некоторые регионы еще задолго до 1 июля по собственной инициативе приняли правовые акты, запрещающие организацию и проведение азартных игр на территории субъекта и предусматривающие административную ответственность за их нарушение. Например, в Белгородской и Саратовской областях, Мордовии, Татарстане и в других регионах. Безусловно, эти санкции имели определенный положительный результат.
Если в целом говорить об эффективности мер, которые принимаются, то отмечается серьезный сдерживающий фактор. Он находится в области правоприменительной практики, а точнее – ответственности за несоблюдение требований закона. Да, ответственность регламентирована и Административным, и Уголовным кодексами. Но только в первом случае на нарушителей налагается штраф, максимальный размер которого - 2,5 тысячи рублей. Разумеется, эти деньги мизерные и не идут ни в какое сравнение с выручкой любого игорного заведения.
По сути, действенным инструментом для наказания виновных остается статья 171 Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за незаконное предпринимательство. Санкция по ней - штраф до 500 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до пяти лет. Также применяются статьи 146, 198 и 199 УК РФ.
Но возникает другая проблема: для начала уголовного производства необходимо доказать, что прибыль от игровой деятельности составила не менее 250 тысяч рублей. Хозяева салонов об этом знают и систематически проводят инкассацию. Они обзавелись системами видеонаблюдения, обученной охраной и персоналом, что значительно затрудняет работу по сбору доказательств.
- Планирует ли МВД вносить какие-либо поправки в законодательство на федеральном уровне? Если да, то когда эти предложения могут быть готовы?
- В настоящее время ДЭБ МВД России принимает участие в подготовке предложений о внесении изменений в законодательство, направленных на определение технических требований к лотерейному оборудованию и порядка его регистрации, а также на исключение возможности проведения азартных игр под видом лотерей с использованием технических устройств.
Кроме того, мы внимательно изучаем правоприменительную практику и предложения по совершенствованию работы, которые поступают с мест. В том числе и предложения, которые через некоторое время могут лечь в основу новых законотворческих инициатив министерства внутренних дел в сфере игорного бизнеса.
Безусловно, процесс разработки и внесения изменений в законодательство займет время. Поэтому мы ориентируем оперативный состав на серьезную работу в условиях существующего правового поля. Мы совершенствуем саму методику документирования противоправной деятельности, находим оперативные ходы, позволяющие убедительно вскрывать и документировать факты незаконной организации и проведения азартных игр.
Кстати, меры по противодействию преступлениям, связанным с игорным бизнесом, нами предпринимались и до 1 июля этого года. В результате в течение последних девяти месяцев возбуждено более 210 уголовных дел. Так, в этом году в Ростовской области проверено 50 игорных заведений. Наложены административные взыскания, возбуждено 15 уголовных дел. Демонтировано более 500 «одноруких бандитов».
А не так давно пресечена деятельность еще одной группы лиц, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью на территории Белгородской области. При этом они извлекли незаконный доход в сумме более 560 тысяч рублей. Организация азартных игр осуществлялась ими с использованием персональных компьютеров под прикрытием предоставления выхода в Интернет.
- По вашему мнению, развитие специальных игорных зон, предусмотренных законом №244, насколько поможет оздоровить ситуацию в сфере игорного бизнеса и усилить его декриминализацию?
- Думаю, развитие специальных игорных зон обозначит серьезные подвижки в сфере игорного бизнеса. Соответствующие предпосылки к тому уже имеются. Например, в «Азов-Сити» в Краснодарском крае из 21 сформированного участка для размещения объектов, более половины по результатам торгов уже обрели пользователей.
Мы также надеемся на поддержку общественности и помощь населения при декриминализации игорного бизнеса. Ведь возраст втянутых в азартные игры граждан последние три года имеет устойчивую тенденцию к омоложению. 70% играющих – в возрасте от 13 до 30 лет. Проигравшими часто совершаются тяжкие преступления, связанные с грабежом и кражами. Еще раз обращаюсь к общественности, не стесняйтесь обращаться в милицию. Органы внутренних дел обязаны реагировать на все ваши обращения и готовы отработать любой сигнал.