На счету народного артиста России Михаила Боярского, который сегодня отмечает 60-летие, множество театральных и киноролей, он известен как исполнитель разных песен. Несмотря на то что в последнее время на публике он появляется в черной широкополой шляпе, для всех он остается смелым гасконцем Д'Артаньяном в голубом плаще мушкетера и шляпе с пером.
Маменькин сынок
Михаил Боярский родился в Ленинграде 26 декабря 1949 года в семье "потомственных" интеллигентов и театралов.
"…У меня дед архиерей был. И бабушка преподавала французский и немецкий в духовной семинарии. Какие-то традиции в семье остались…" - рассказал Михаил Боярский "Московскому комсомольцу". Его деда расстреляли в 1937 году.
"Отец и дядя работали в "Комиссаржевке", мама в Театре комедии Акимова. Тетя Лида, моя крестная - в Пушкинском, дядя Леша - в театре Эстрады. Сводный брат Сашка Боярский - в Риге, в Театре русской драмы. Катя, двоюродная сестра, окончила театроведческий факультет, переводит пьесы", - рассказал актер о своих театральных корнях в интервью "Российской газете".
Несмотря на солидный статус семьи, жили Боярские небогато. "После войны мы все - родители, бабушка, старший брат и я - жили в коммунальной квартире на Гончарной улице, недалеко от Московского вокзала в 16-метровой комнате. Хорошо было! - вспоминает Боярский. - Кроме нас там жили еще три семьи, вода была холодная, а вместо парового отопления печка. Я не знал, что бывает по-другому, и мне все нравилось! Только потом мы получили 2-комнатную квартиру".
Как признался артист "Аргументам и фактам", в детстве он был "маменькиным сыночком-паинькой": "Парень был озорной, но родители за мной всегда следили и все свое время посвящали моему воспитанию. Проверяли домашние задания, обучали музыке".
Дело в том, что родители будущего Д'Артаньяна хотели, чтобы их сын стал профессиональным музыкантом. Однако после окончания школы при консерватории по классу фортепиано Михаил Боярский решил поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Родители предупредили, чтобы на их протекцию он даже не рассчитывал, но помощь и не потребовалась - он сам успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Михаил Боярский не стал музыкантом, но любовь к музыке у него осталась. Еще в школьные годы под влиянием квартета "Битлз" он стал участником любительской рок-группы "Кочевники", пел в ней и писал для нее песни, сообщается на официальном сайте актера. Сейчас активно выступает на эстраде.
Первый Трубадур
В 1972 году, после прослушивания у режиссера театра имени Ленсовета Игоря Владимирова, Михаил Боярский был принят в труппу. Его театральная карьера началась с массовки - он вместе с другими выпускниками театральных вузов изображал толпу студентов в спектакле "Преступление и наказание".
Он не отказывался ни от одной эпизодической роли и через несколько месяцев после прихода в театр стал самым играющим актером массовки, сообщается на сайте rusactors.ru. Позже, став уже знаменитым, актер скажет, что не считает работу в массовке недостойной настоящего артиста, потому что любую, даже самую маленькую роль можно сыграть выразительно.
Первыми большими ролями в театре для Михаила Боярского стали Луис ("Дульсинея Тобосская"), Певец ("Люди и страсти"), Педро ("Интервью в Буэнос-Айресе") и др. Также актер сыграл в спектаклях "Снежная королева", "Станция", "Миссис Пайпер ведет следствие", "Трехгрошовая опера" и др.
Кроме того, Боярский стал первым исполнителем Трубадура на театральной сцене. Принцессу в театральных "Бременских музыкантах" сыграла Лариса Луппиан, позже ставшая женой актера. В этой театральной семье родилось двое детей. Дочь Елизавета Боярская пошла по стопам родителей, известна по работам в фильмах "Первый после Бога", "Парк советского периода", "Адмирал Колчак", "Ирония судьбы. Продолжение".
Михаил Боярский до сих пор играет в театре. Еще в 1986 году он стал художественным руководителем и директором созданного им театра "Бенефис" в Санкт-Петербурге. Один из спектаклей театра - "Интимная жизнь" - в 1997 году получил приз на международном фестивале "Зимний Авиньон".
Первые кадры в кино
Но всесоюзную популярность Михаил Боярский получил благодаря кино. Его первой заметной ролью стала роль итальянца в фильме "Соломенная шляпка" Леонида Квинихидзе в 1974 году. В том же году он сыграл в фильме Василия Паскару "Мосты" молдаванина Гицу.
Но настоящая известность пришла к актеру в 1975 году, когда на экраны вышла картина Виталия Мельникова "Старший сын", главные роли в котором исполнили Евгений Леонов и Николай Караченцов. Боярский сыграл Семена по прозвищу Сильва.
Следующим самым успешным для актера фильмом стала музыкальная картина Яна Фрида "Собака на сене" в 1977 году, он сыграл Теодоро. Но после выхода "Трех мушкетеров" на актера обрушилась просто невероятная слава.
"…одного героя-гасконца уже достаточно, чтобы не зря прожить творческую жизнь, - заявил Боярский газете "АиФ". - Вспомните: Симонов - Петр Первый, Аникушин - памятник Пушкину, Айвазовский - "Девятый вал". А я - мушкетер по милости Дюма и режиссера".
Д'Артаньян всего Союза
Роль Д'Артаньяна, за которую в 1984 году Михаил Боярский получил звание заслуженного артиста РСФСР, стала для актера звездной. Кстати, изначально он должен был исполнять роль Рошфора, но все решил случай. Однажды актер опаздывал на репетицию. В суматохе и спешке он ворвался на съемки, весь растрепанный и злой на самого себя, с горящими глазами, и режиссера озарило: вот он - его главный герой.
"Когда меня утвердили на Д'Артаньяна, честно говоря, я не ценил кино, - вспоминает Михаил Боярский. - Был настоящим театральным снобом, гордился тем, что на сцену вместе со мной выходят Фрейндлих, Петренко, Владимиров, Равикович. А потом все стало второстепенным. Я стремился в Одессу, потому что там была настоящая жизнь. Мы практически не снимали мундир, не раздевались: длинные волосы, усы, конь тебя ждет, шпага рядом… Рядом море, кусты, прерии. И мы грязными руками с удовольствием едим дичь. Мы как бы естественно перешли в XVII век…".
Трехсерийный комедийный музыкальный фильм появился на экранах 30 лет назад, в декабре 1979 года. Очень скоро все "мушкетеры", но в первую очередь Михаил Боярский, стали новыми советскими суперзвездами, а песни Максима Дунаевского в их исполнении - хитами.
Несмотря на то что за полтора года съемок в звездных "Мушкетерах" Боярский получил всего 3,5 тыс. рублей (половина "Жигулей"), актер признается: "Да если б мне сказали: "Сыграй двести неизвестных ролей или одного Д'Артаньяна", я бы не раздумывал ни минуты. Рядом с этим мировым персонажем все терминаторы, бэтмены и супермены - временные кумиры".
Каскадерские заработки
Актеры снимались в фильме с огромным куражом. Боярский отказывался от дублеров и сам прыгал с высоты в 15 метров.
"Первый день на натуре, - вспоминает режиссер "Мушкетеров" Юнгвальд-Хилькевич. - Боярский смотрит, как в копию его костюма одевают каскадера (эпизод драки с Рошфором). Готовили прыжок с антресоли на уровне 5-го этажа. Внизу стог, который прикрывает коробки. Так высоко, что смотреть сверху страшно. А Миша говорит: "Я сам прыгну" - "Нельзя! Это же начало картины. Сломаешь руку, ногу или даже шею - и все кончится. И будет другой человек сниматься". А он разбежался и… Я только успел скомандовать: "Камеры. Мотор!" Вылез из сена целый и невредимый, у всех гора с плеч. Отвернулись, разговариваем, вдруг за спиной: Ба-бах! Боярский прыгнул еще раз - без камер, без всего, просто так".
А однажды, фехтуя, Михаил Боярский наткнулся на шпагу "противника" и проткнули себе верхнее небо. "Острый клинок не дошел до мозга 1,5 см. Очнулся я в реанимации. Опасаясь самого худшего, вызвали мою маму. Однако через неделю я сбежал из больницы на съемки", - признался актер "Театральным Новым известиям".
По словам актера, он обходился без дублеров, потому что "тогда за каскадерский трюк платили по 50 рублей": "Я был молод, хотелось "напрыгать" на хороший стол в "Арагви", чтобы угостить своих новых друзей… Но зря старался - оплачивался только первый прыжок". Но режиссер ленты считает, что дело не в том, что Боярский хотел "заработать друзьям на ресторан" - "на самом деле себя на прочность проверял".
После выхода мушкетеров поклонницы темпераментного Д'Артаньяна специально приезжали в Ленинград, дежурили в подъезде дома Боярского, исписали все стены признаниями в любви, ложились под колеса его автомобиля. Актер признавался, что иногда они так допекали его, что он их бил и даже бегал за ними с ножом.
Возвращения Д'Артаньяна
В 1992-м режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич экранизировал продолжение романа Дюма. Но, несмотря на то что в картине "Мушкетеры 20 лет спустя" снимались все те же актеры, им не удалось повторить успеха первых "Мушкетеров". Через год они в третий раз появились на телеэкранах со шпагами в руках в завершающей части трилогии, литературной основой для которой послужил роман Дюма "Виконт де Бражелон".
Весной этого года Юнгвальд-Хилькевич реализовал свою давнюю задумку - вернул мушкетеров на экраны. Очередная картина режиссера "Возвращение мушкетеров" собрала не только золотой состав российских актеров, "почетных" мушкетеров страны - Михаила Боярского, Валентина Смирнитского, Вениамина Смехова, Игоря Старыгина - но и представителей нового поколения талантливых актеров - Антона Макарского, Дмитрия Харатьяна, Дмитрия Нагиева. Музыку к картине вновь написал Максим Дунаевский, песням которого во многом и обязана своей популярностью лента 1979 года.
Одна из…
"…я не чувствую себя Д'Артаньяном, - говорит Боярский. - Эта роль - лишь одна из моих работ". И на самом деле за "Мушкетерами" у актера последовала череда ярких и незабываемых киноработ, всего на его счету больше 50 картин. Среди художественных фильмов с его участием - "Сватовство гусара" (1979), "Гардемарины, вперед!" (1987), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Узник замка Иф" (1988), "Виват, гардемарины!" (1991), "Тартюф" (1992), "Клюква в сахаре" (1995), "Идиот" (2003) и др.
Последняя его роль - "добрый казак Мосий Шило" в самой кассовой экранизации русской классики, фильме "Тарас Бульба" Владимира Бортко.
Немало снялся Боярский и для детей. Еще в 1975 году он появился в киносказке "Новогодние приключения Маши и Вити" в образе кота Матвея, а в 1976 году снялся в роли волка в музыкальном фильме "Мама", в детском фильме "Выше радуги" в 1986 году и т. д.
Михаил Боярский озвучил мультипликационные фильмы "Летучий корабль" и "Голубой щенок". В 2000 году озвучил короля в мультфильме "Новые Бременские".
Самый бездарный в семье
Несмотря на свои достижения в сфере кинематографического и театрального искусства, Михаил Боярский признается, что, по его мнению, самым талантливым актером, артистом "от Бога", в семье был его отец, "хоть ему и не дали никаких званий в связи с его поведением и неуживчивым характером".
"Учитывая талант моих родителей, дядьев и брата, я мизинца их не стою… - признался Боярский в газете "АиФ". - Мои родители не имели всесоюзной славы исключительно потому, что не было такого количества кино и ТВ. А то, что они в несколько раз талантливее, грамотнее, образованнее, мудрее, профессиональнее, чем я, - это бесспорно. Ими сыграны сотни ролей. А я просто от безвыходности стал актером. Не знал, куда пойти. Думал: "Вся родня - артисты. Наверное, я тоже пойду в театральный". Меня никто и не прочил в актеры, потому что из всей семьи я был самый бездарный. Поэтому на мне отдохнула природа. И теперь, Бог даст, мои дети будут в полном порядке".
Поет и болеет за "Зенит"
Сейчас Михаил Боярский, по его признанию, "гораздо меньше востребован в театре и кино", уделяет этому максимум несколько часов в неделю, а в сериалах не снимается, не желая тратить "львиную долю времени на бессмыслицу".
Он известен как ведущий телепрограмм "Белый попугай", "Домино", "Боярский двор", много времени уделяет общественной работе: выступает перед военнослужащими, воинами-интернационалистами в различных регионах страны и за рубежом.
Часто Боярский выступает с музыкальной программой, поет песни из популярных кинофильмов и песни, написанные им сами. Всего актер записал около пятисот песен, выпустил двадцать дисков, которые разошлись общим тиражом более десяти миллионов экземпляров, сообщает "ТВ Центр". Он обладатель эстрадной премии "Золотой Граммофон".
Самые знаменитые песни в исполнении Боярского - "Зеленоглазое такси", "Ланфрен-ланфра", "Ап", "Все пройдет", "Спасибо, родная", "Вот и расстались", "Рыжий конь", "Городские цветы" и многие другие, а также песни из кинофильмов "Д'Артаньян и три мушкетера", "Человек с бульвара Капуцинов", "Куда он денется!" и пр.
Как истинный фанат питерского "Зенита", Боярский на телеэкранах в различных передачах появляется в синем шарфе этого футбольного клуба. И - неизменно в черной одежде и черной шляпе. Не раз появлялись даже разговоры о том, что под шляпой 60-летний Боярский прячет лысину, но что сам актер отвечает, что шляпа - это всего лишь его сценический имидж. И что он готов надеть на голову что угодно, лишь бы ему предложили сыграть в новом стоящем фильме или спектакле.
Материал подготовлен на основе открытых источников