МОСКВА, 25 дек - РИА Новости. В уходящем 2009 году центробанки США, еврозоны и Японии продолжили проведение мягкой кредитно-денежной политики, что было вызвано негативными тенденциями в развитии мировой экономики, в том числе сжатием кредитования, проблемами в производственном секторе и растущей безработицей. При этом лишь Европейский центральный банк (ЕЦБ) снижал ставку в первом полугодии 2009 года, в то время как Федеральная резервная система (ФРС) США и Банк Японии удерживали ставки на низком уровне.
Финансовые власти США, 16 стран зоны евро и Японии, стремясь осуществить перезапуск экономики, также продолжили накачивать финансовые системы стран ликвидностью в надежде стимулировать кредитование и вывести экономики из рецессии.
Еще одним важным элементом антикризисной политики стало формирование более совершенной структуры регулирования финансовых рынков, неадекватность которой ранее привела к ипотечному кризису в США и, как следствие, мировому финансовому кризису.
ФРС
ФРС США в рамках антикризисных мер на протяжении всего уходящего года удерживала базовую процентную ставку на рекордно низком уровне в 0,25% годовых.
ФРС приступила к снижению ставки с 5,25% во второй половине 2007 года, когда в стране набирал обороты кризис на рынке ипотечного кредитования. В декабре 2008 ставка была понижена с 1% до рекордно низкого уровня 0-0,25%.
Однако уже в январе финансовые власти крупнейшей в мире экономики пришли к выводу, что одного пакета финансовых стимулов будет недостаточно для вывода США из рецессии, и необходимы дополнительные шаги по поддержке банковской системы.
Помимо рекордно низкой ставки американского центробанка были предложены следующие меры: выкуп "проблемных" активов, предоставление гарантий по активам или создание так называемого "плохого банка" для покупки активов у кредитно-финансовых организаций в обмен на денежные средства и ценные бумаги. Месяц спустя глава казначейства США Тимоти Гайтнер предложил принять план финансовой стабильности (Financial Stability Plan) на общую сумму 2 триллиона долларов, цель которого - очистить финансовую систему США от "плохих активов".
Весной 2009 года ФРС заявила о намерении произвести интервенции на рынке госдолга на сумму 300 миллиардов долларов, чтобы уменьшить доходность по госбумагам, а также увеличить программу выкупа проблемных активов.
В апреле Гайтнер признал, что на Соединенных Штатах лежит "значительная доля" ответственности за продолжающийся мировой финансовый кризис, а уже в следующем месяце казначейство США сообщило, что регуляторы берут под контроль рынок деривативов, с которого начался глобальный финансовый кризис.
Летом 2009 года Барак Обама, для которого борьба с кризисом стала основной задачей в первый год его президентства в США, обозначил основные пункты кардинальной реформы в сфере финансового надзора, которая призвана стимулировать инновации на финрынке, и в то же время предотвратить злоупотребления со стороны банковского сектора.
На фоне относительной стабилизации в экономике страны ФРС в сентябре заявила, что не ожидает рецессии с "двойным дном" и при этом отметила, что финансовые власти страны разрабатывают план по увеличению базовой ставки, хотя данные шаги будут предприняты не ранее второй половины 2010 года.
В октябре глава ФРС США Бен Бернанке заявил, что США в условиях восстановления мировой экономики должны сосредоточиться на снижении бюджетного дефицита, который по итогам 2009 финансового года достиг 1,42 триллиона долларов. Также Бернанке попросил конгресс ускорить принятие пакета законов по реформированию системы финрегуляторов для того, чтобы повысить защищенность американской экономики от повторения кризиса, аналогичного пережитому страной в 2008-2009 годах.
На фоне относительного улучшения экономической активности ФРС в ноябре уходящего года заявила о намерении снизить программу выкупа долгов поддерживаемых правительством ипотечных финансовых агентств на 25 миллиардов долларов - до 175 миллиардов долларов.
Бернанке заявил в декабре, что финансовые власти США располагают всеми инструментами и политической волей для продолжения усиленной поддержки восстанавливающейся после кризиса экономики США. Также Бернанке подтвердил свое намерение выстроить более жесткую систему банковского контроля. Он заявил, что не все действия его ведомства можно назвать идеальными, и фактически признал, что ФРС не смогла определить некоторые ранние признаки падения рынка жилой недвижимости в США.
На фоне повторяющихся заявлений Бена Бернанке о необходимости сохранять ставку на рекордно низком уровне 0-0,25%, к концу года беспокойство экспертов касательно последствий такой политики стало возрастать. Экономисты полагали, что политика ФРС может серьезно навредить американской экономике, а также привести к новому мировому кризису через увеличение потоков спекулятивного капитала. Следующий мировой финансовый кризис, по мнению аналитиков, может случиться уже в 2012 году, и будет вызван именно низким уровнем ставок, который приведет к неадекватному росту цен на активы и, соответственно, к высоким темпам инфляции.
По оценкам некоторых экономистов, финансово-экономические регуляторы США всех уровней в 2009 году направили на борьбу с кризисом 23,7 триллиона долларов. Это цифра почти в два раза превышает американский государственный долг, который в свою очередь составляет около 90% ВВП США.
ЕЦБ
Новый, 2009 год, экономика еврозоны встретила со ставкой 2,5%, однако распространение кризисных явлений из экономики США на другие страны заставило ЕЦБ уже в январе снизить ключевую учетную ставку на 0,5 процентного пункта - до 2%. ЕЦБ продолжал планомерное снижение ставок в первом полугодии 2009 года. Так, в марте ставка была понижена до 1,5%, в апреле - до 1,25%, в мае - еще на 0,25% - до 1%. В декабре 2009 года ставка по-прежнему составляла рекордно низкий 1%.
Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише в начале года заявлял, что совет управляющих ЕЦБ рассматривает возможность использования для поддержания экономики нестандартных финансовых мер, известных как "валютное стимулирование" (quantitative easing), что включает в себя наводнение рынка ликвидностью путем покупки центробанком всевозможных финансовых активов. Также Трише отметил, что центробанк сделает все возможное для восстановления доверия к экономике. Тем не менее, глава центробанка еврозоны сказал, что необходимо определить границу предпринимаемых мер, найдя среднее между недостаточными и избыточными действиями, а также между мерами, направленными на борьбу с кризисом и его последствиями в более долгосрочной перспективе.
В мае 2009 года ЕЦБ заявил о намерении приобрести облигации, обеспеченные пулом ипотечных кредитов, на сумму 60 миллиардов евро, отметив при этом, что экономика еврозоны демонстрирует некоторые признаки стабилизации, а мировая экономика приближается к переломному периоду.
В июне финансовые власти Евросоюза (ЕС), осознавая неадекватность существующих механизмов надзора за финансовыми рынками текущим экономическим реалиям, одобрили план по созданию наднационального органа по регулированию и надзору за финансовыми рынками. При этом ЕЦБ потребовал обязательной юридической силы для решений нового органа.
Постепенное улучшение экономической ситуации в 16 странах еврозоны позволило ЕЦБ в сентябре выступить с заявлением, что значительное сокращение экономической активности подошло к концу и начинается период стабилизации и постепенного восстановления. В то же время Трише выступил против сворачивании мер поддержки экономики, посчитав данную меру преждевременной. В том же месяце Еврокомиссия обозначила основные контуры создаваемого в ЕС органа по надзору за финрынками, которая должна включать в себя регулирование банковского сектора, рынка ценных бумаг, страхования и пенсионного обеспечения.
Глава ЕЦБ объявил в конце 2009 года о планах по прекращению некоторых операций по предоставлению ликвидности экономике еврозоны. В декабре данная позиция ЕЦБ осталась неизменной - центробанк еврозоны заявил, что некоторые меры поддержки будут постепенно свернуты в следующем году.
В конце уходящего года министры финансов стран-членов ЕС достигли компромисса по вопросу создания новых органов надзора за финансовыми рынками, план создания которых был одобрен еще в июне. Согласно достигнутым договоренностям, в ЕС будет создано две новых органа по надзору за финансовыми рынками: один орган будет заниматься "макропруденциальным" анализом финансовой системы в целом, а второй орган будет состоять из трех групп, которые будут изучать риски в конкретных сферах - банковской, страховой, пенсионной и на рынке ценных бумаг. Планируется, что три группы будут отвечать за гармонизацию национальных процедур регулирования финансовых рынков, а также будут иметь возможность разрешать споры между странами и координировать действия регулирующих органов в кризисных условиях, например при возникновении проблем у крупного банка, осуществляющего свою деятельность в разных странах ЕС.
БАНК ЯПОНИИ
Мировой финансовый кризис не обошел стороной и одну из крупнейших экономик азиатского региона - Японию. В 2008 году ставка рефинансирования центробанка страны восходящего солнца была снижена с 0,5% сначала до 0,3%, а затем до 0,1%. На этом уровне она сохранялась весь 2009 год.
Финансовые власти страны в январе заявили о намерении для смягчения последствий экономического кризиса потратить до трех триллионов иен (33,7 миллиарда долларов) на выкуп краткосрочных корпоративных долговых обязательств. По мнению специалистов банка Японии, данная мера поможет компаниям облегчить получение кредитов.
Продолжающееся ухудшение экономической ситуации в Японии вынудило в феврале Банк Японии заявить о намерении потратить 2 триллиона иен на покупку акций и облигаций банков страны, а также продолжить покупку коммерческих бумаг финансового сектора до сентября 2009 года.
В марте финансовые власти расширили программу помощи экономике, заявив о намерении выделить 10,2 миллиарда долларов в виде субординированных кредитов банкам для стимулирования кредитования экономики. Также предусматривалось выделение 219 миллиардов долларов на срочный выкуп правительственных облигаций за наличный расчет.
Несмотря на уже значительные объемы финпомощи, в апреле власти Японии заявили о намерении потратить дополнительные 100 миллиардов долларов в качестве мер поддержки экономики. В октябре центробанк Японии отметил постепенное выздоровление экономики и заявил в связи с этим о завершение в декабре антикризисной программы по выкупу корпоративных облигаций, которая была запущена в октябре 2008 года для стимулирования и поддержания кредитования в условиях экономического спада. На программу в уходящем году было выделено 219 миллиардов долларов.
В то же время финансовые власти страны заявили, что кредитование предприятий под низкий процент будет продлено до марта 2010 года. В ноябре Банк Японии подтвердил, что экономика страны вошла в период восстановления. Тем не менее финансовые власти страны заявили, что процесс восстановления будет медленным, что связано с риском ухудшения ситуации в европейских странах и США. В этой связи банк посчитал необходимым сохранить мягкую финансовую политику и проводить активные и решительные действия в случае ухудшения ситуации в финансовой сфере. В то же время финансовые власти Японии и Китая, двух крупнейших экономик Азии, заявили, что политика ФРС в отношении базовой ставки может увеличить объем спекулятивного капитала, что в свою очередь может привести к возникновению новых экономических "пузырей" и подорвать восстановление экономики. Глава центробанка Японии Масааки Ширакава отметил, что развивающиеся экономики могут столкнуться "с перегревом и финансовой нестабильностью", в то время как председатель комиссии по банковскому регулированию КНР Лю Минкан заявил, что низкие ставки рефинансирования и ослабление доллара представляют "новую, реальную и непреодолимую угрозу для восстановления мировой экономики".
Уходящий 2009 год Банк Японии завершил ожидаемым сохранением ставки рефинансирования на прежнем уровне - 0,1%, заявив при этом, что не станет мириться с постоянным снижением потребительских цен. Также центробанк страны решил увеличить предложение ликвидности на фондовых рынках Японии путем покупки облигаций и других ценных бумаг на сумму 116 миллиардов долларов. Данные шаги, как было заявлено, будут проводиться в рамках антикризисной политики японского правительства, включающей в себя меры по борьбе с дефляцией и удорожанием курса иены к доллару, подрывающем основы японского экспорта.