Рейтинг@Mail.ru
Надо учить школьников делать выбор в пользу бизнеса - РИА Новости, 25.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Надо учить школьников делать выбор в пользу бизнеса

Читать ria.ru в

Как повысить качество обучения экономике в школах и что могут сделать для этого выпускники престижных бизнес-школ? Об этом РИА Новости рассказал директор программы Executive MBA Life Work Balance Государственного университета управления (ГУУ), доктор экономических наук Владимир Морыженков.

- Владимир Алексеевич, скажите, в чем идея вашего проекта «Экономика бизнеса для школьников»?

- Идея проекта связана с идеей самой школы Executive MBA Life Work Balance. Мы готовим директоров, которые умеют соблюдать баланс между работой и увлечениями. Если ты трудоголик, то следует отучиться им быть и научить тому же своих работников, поскольку от людей требуется реализация творческого потенциала, а не пребывание на работе до полного изнурения без видимого эффекта.
Смысл проекта в том, чтобы выпускник программы, который приходит в школу, чтобы провести урок, готовил ребенка к правильному пониманию того, что такое бизнес.
Сегодняшние дети вообще воспринимают бизнес как искусство что-то воровать, обналичивать…
Я задал детям в школе вопрос: «Что такое казна?» Дети из приличной школы ответили: «Общак!» А на вопрос: «Где взять источник капитала для ведения бизнеса?» –  поднялась масса рук: «Ограбить банк».
Безусловно, это влияние бесконтрольного восприятия того, что показывается сейчас по телевидению. И весьма сомнительно ждать после этого благополучного развития событий в жизни не только каждого отдельного ребенка, вырастающего с такими представлениями, но и в жизни страны.

- А что вы думаете о качестве преподавания экономики в российских школах?

- Несколько лет я участвовал в заседаниях государственной аттестационной комиссии (ГАК) в одном из московских вузов, и могу утверждать: люди, которые идут в качестве педагогов в школы, не имеют никакого представления об экономике и квалифицированном преподавании этого предмета.

В 60-е годы такая же безвыходная ситуация с кадрами была в Японии – они нашли решение: создали коллекцию уроков от ведущих профессоров, которую транслировали по специальному каналу. Дети приходили в школу и включали телевизор, а учитель должен был только строго контролировать выполнение ими всех заданий и сам учиться вместе с ними. В стране наступил потрясающий расцвет.
Дело в том, что некоторые педагоги – замечательные воспитатели, они харизматичны, и дети их любят. Но от учителя уже нельзя требовать высокопрофессиональных знаний – ему не давали их в университете.

Знания дают там, где есть призвание и миссия их давать, и таких миссионерских центров, увы, немного.

Чтобы давать качественное образование, должны быть стандарты этого образования – и вполне можно изучать предмет по Интернету или по телевизору, если уроки сделаны профессионалами и получение знаний можно жестко проконтролировать.

- А что говорит администрация школы, когда в школу приходит ваш выпускник и хочет провести там урок?

- Его встречают настороженно, спрашивают: «Зачем вы к нам пришли?», «Что это будет?», «Вы коммерсант, что сейчас будет происходить?». А человек объясняет, что у него такое задание, что он этим интересуется, что для него эти вопросы чрезвычайно важные, что он будет стараться провести урок на самом высоком уровне. Мы даем рекомендацию – звоним в школы. Сейчас у нас уже есть несколько положительных откликов, договариваться стало легче.

- Как выпускники программы относятся к проекту?

- По-разному. Конечно, кому-то дано работать с детьми, кому-то не дано. Многие просто боятся идти в школу – говорят: нас не поймут, мы не сможем. Есть личности, у кого ярко выражена способность к коммуникации; при этом очень важно, чтобы человек сам был родителем, чтобы у него уже были свои дети.

- Много ли школ уже приняло участие в проекте, и как он будет развиваться дальше?

-  Проект стартовал три года назад, я сам с удовольствием читал лекции старшеклассникам и вовлекал выпускников нашей бизнес-школы в этот процесс. С тех пор при защите диплома в международной школе бизнеса ГУУ один из обязательных разделов -  социальная ответственность бизнеса. Пока провели уроки в четырех школах, сейчас меня ждет приглашение в Дубну, в школу одаренных детей.
В эти дни проект немного приостановился, но после Нового года мы вернемся к нему – самое главное, чтобы те бизнесмены, кто заканчивает программу EMBA, учились правильно и красиво говорить.

Чтобы заинтересовать детей и сделать объяснение близким по теме, мы объясняем им, например, как построить шоколадную фабрику и на этом заработать денег. Дети обожают слушать сказки про шоколадки и с интересом спрашивают: как делают шоколад, из чего? Начинают думать: какое нужно оборудование, как мы эту шоколадку будем делать, с чем.

Из всего этого дети узнают, что такое «оборотные средства», «источники капитала», «внеоборотные активы», «производственный процесс», умение продавать и управлять затратами. И оказывается, что сложнейшие вопросы из бизнеса и даже специальную терминологию дети 9-10-х классов воспринимают отлично, если все это показывается в картинках, в лицах.

Цель такого урока – повлиять хотя бы на часть школьников так, чтобы они могли сделать выбор в пользу бизнеса, исходя из научности самого этого понятия, верного осмысления специфики этого вида деятельности.

Бизнес – это не воровская наука, это такой же уникальный спорт, как честная конкурентная борьба. И если ты спортсмен – тренируйся, и ты победишь.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала