ТБИЛИСИ, 25 дек - РИА Новости, Елена Парцвания. Адвокаты обвиняемых по делу о гибели людей при взрыве "Мемориала славы" в Кутаиси - ответственных лиц компании, осуществлявшей демонтаж памятника, - заявили в интервью РИА Новости, что за гибель двух человек ответственна полиция, не обеспечившая безопасность населения.
Девятнадцатого декабря в ходе работ по демонтажу памятника воинам Великой Отечественной войны "Мемориал славы" от бетонного осколка погибли восьмилетняя Нино Джинчарадзе и ее мать Эка Джинчарадзе. Вскоре в качестве обвиняемого был задержан технический директор компании, осуществлявшей демонтаж "Сакпеткмрецви" ("Грузвзрывпром"), Автандил Дарсавелидзе, а также еще двое представителей компании - руководители тбилисского и кутаисского мобильного участка Элгуджа Габададзе и Тенгиз Дарахвелидзе.
По данным прокуратуры, причиной трагедии стало грубое нарушение правил безопасности. В частности, не был обеспечен минимальный 300-метровый радиус эвакуации населения. Строители не выполнили положенные требования по обеспечению параметра безопасности при проведении работ. По их указанию правоохранительные структуры перекрыли и осуществили эвакуацию лишь в 211 метрах. А несчастный случай произошел в 273 метрах от места взрыва.
При взрыве мемориала, который был осуществлен в 16.00 по местному времени (15.00 мск.), должна была быть обеспечена безопасность пяти жилых корпусов, детского сада и двухэтажного здания.
Адвокаты предоставили РИА Новости постановление прокуратуры о привлечении к ответственности представителей "Сакпеткмрецви", в соответствии с которым данная компания 17 декабря оформила договор с ООО "Сакмилсаденмшени" ("Грузтрубпроводстрой") на сумму около 92 тысяч лари (около 55 тысяч долларов) об осуществлении работ по бурению и взрыву "Мемориала славы". "Сакпеткмрецви" взяла на себя обязанность обеспечить условия безопасности. Ранее, 16 декабря "Сакмилсаденмшени" заключила договор с мэрией Кутаиси о демонтаже "Мемориала славы".
"Они (представители "Сакпеткмрецви") были категорически против того, чтобы взрыв произошел 19-го. Тат как необходима подготовка. Они были против взрыва и 21-го (изначально датой планируемого взрыва называлось 21 декабря). Но был издан приказ", - заявил один из адвокатов Темур Гвишиани, не уточнив, от кого поступил приказ.
По его словам, радиус в 300 метров был обеспечен по всему периметру, за исключением 30 метров между корпусами, расположенных в 270-280 метрах от мемориала.
"Расстояние между корпусами 30 метров. Был дан приказ о том, чтобы эти корпуса были полностью освобождены. Перед взрывом Автандил Дарсавелидзе на машине вместе с представителем полиции объехали и осмотрели территорию, чтобы не было людей. С полицией было согласовано, что данный периметр (между корпусами) проконтролируют они", - заявил Гвишиани.
По его словам, перед взрывом запускаются две предупредительные ракеты, желтая и красная. Желтая ракета означает, что взрыв произойдет через 15 минут. Обе ракеты последовательно были запущены, хотя "на протяжении указанного времени никакого сообщения от полиции о нахождении в периметре людей не поступило".
"Был 30-метровый периметр, где не было возможности что-то сделать. Везде был учтен 300-метровый периметр, только в этом пролете это сделать было невозможно. Было сопротивление от населения, они не хотели освобождать корпуса. Кутаисцы не хотели, чтобы взрывали памятник, и тут нечего скрывать. Но был приказ взорвать его", - заявила второй адвокат обвиняемых Марика Сванидзе, подчеркнув, что "во время обхода людей около корпусов не было, люди были переведены за корпуса".
Вместе с тем, она опровергает обвинения прокуратуры о том, что не было ограждений и насыпи из песка.
"Прокуратура заявляет, что не было ограждений. На имеющихся у нас фотографиях прекрасно видно, что по периметру и у мемориала был насыпан песок, были мешки с песком, были и деревянные ограждения. Все меры безопасности были обеспечены", - заявила Сванидзе.
"Первоначально осуществлялись небольшие подрывы для того, чтобы установить, как лучше осуществить взрыв. Это не корпус, который после взрыва разваливается. Это железобетонная конструкция весом более 700 тонн. Единственное, как можно было взорвать его - это сделать подушку (из насыпи песка). Было получено сейсмическое заключение для того, чтобы не произошло колебания земли. Подушка была сделана и взрыв был идеальным, если бы не этот несчастный случай", - сказала адвокат.
Она напомнила о том, как удачно несколько лет назад "Сакпеткмрецви" взорвало два гостиничных комплекса в приморском курортном местечке Кобулети Аджарской автономной республики. Взрыв был настолько профессионально рассчитан, что радиус разброса осколков составил лишь 25 метров. При взрыве ни один человек не пострадал.