Рейтинг@Mail.ru
"От Бурана отказались из-за денег". Конструктор о советском шаттле - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

"От Бурана отказались из-за денег". Конструктор о советском шаттле

Читать ria.ru в
25 декабря исполняется сто лет со дня рождения конструктора Глеба Лозино-Лозинского. Об одном из главных проектов, космическом корабле "Буран", РИА Новости рассказал коллега изобретателя Александр Тарасов.

Многоразовая космическая система "Энергия-Буран" - один из главных проектов известного конструктора Глеба Лозино-Лозинского. Работы по созданию советского шаттла под руководством разработчика велись 12 лет.

На реализацию программы были затрачены миллиарды рублей, рассказал РИА Новости главный конструктор ОК "Буран" Александр Тарасов, работавший в команде с Лозино-Лозинским.

"Тогда было советское время, и был такой принцип: чем больше денег потратил, тем лучше работаешь", - сказал Тарасов.

В 1976 году на базе Тушинского машиностроительного завода было организовано НПО "Энергия", построены камеры для различных испытаний «Бурана». Комплектующие детали для проекта создавались на заводах по всей стране. За основу орбитального корабля был взят американский спейс-шаттл. На ракетоносителе самолет выходил на орбиту, затем совершал самостоятельней полет в космическом пространстве и уже в автономном режиме возвращался на Землю.

"Мы часто повторяли иностранный опыт и в самолетостроении, и в ракетостроении. Хотя американские шаттлы отличаются сильно. Двигатели у них устанавливаются на самолете, и ракетоноситель не может самостоятельно летать", - пояснил Тарасов.

По его словам, преимущество американского конструкторского решения в том, что дорогостоящие двигатели при пуске сохраняются, в то время как "Буран" фактически совершает "бездвигательную" посадку. С другой стороны советский ракетоноситель "Энергия" универсален: теоретически он мог поднимать в космос любой груз весом более 100 тонн.

Первый и единственный полет системы "Энергия-Буран" состоялся 15 ноября 1988 года. Плохие метеорологические условия - пурга и ветер 20 метров в секунду - чуть было не сорвали запуск. Только по волевому решению Лозино-Лозинского полет состоялся.

"В тот момент мы были в Париже. Все газеты пестрили заголовками "Русское чудо". Беспилотная посадка была осуществлена с такой точностью на аэродром, что все считали это большим достижением", - сказал Тарасов.

Полет прошел удачно, но через пару лет проект закрыли. По словам Тарасова, это произошло по причине политического кризиса и прекращения финансирования.

Кроме того, за 12 лет техническая база была сильно усовершенствована, поэтому грузоподъемностью "Бурана" в 30 тонн уже было не удивить. Десять дорогостоящих самолетов, выпущенных на конвейере, остались невостребованными. Большинство из них сейчас используются как музейные экспонаты.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала