Школьный образовательный стандарт второго поколения предъявляет к ученикам новые требования. Оценки знаний, которую дает единый госэкзамен (ЕГЭ), уже не достаточно, и необходима система диагностики индивидуальных достижений учеников. О том, как такая система может выглядеть и для чего она нужна, РИА Новости рассказывает проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета Юрий Забродин.
- Юрий Михайлович, если уже существует ЕГЭ, то зачем создавать систему диагностики индивидуальных достижений учащихся?
- Одна из колоссальных проблем образования на сегодняшний день – это всеобъемлющая оценка качества образования. ЕГЭ оценивает лишь предметные знания школьников. Однако новый стандарт общего образования помимо этого содержит и другие критерии оценки – метапредметные компетенции и личностные качества ребенка, которым пока не дается никакой характеристики. Поэтому необходимо создать такую систему диагностики, которая помогала бы определить уровень и потенциал развития каждого отдельного ученика, и сделать ее национальной. Она будет качественно дополнять прямые и достаточно простые и грубые количественные оценки ЕГЭ. Можно сказать, система будет чем-то походить на службы персонала, работающие в «продвинутых» фирмах. В таких службах есть данные о каждом работнике, и, основываясь на них, руководство принимает свои решения.
В Европе, к примеру, уже давно практикуется комбинация педагогической и психологической оценки школьников. Наши психологи уже вполне умеют это делать, осталось только развить эту практику.
- Что даст такая система образованию и самим школьникам?
- Выпускники получат возможность выстраивать для себя образовательные маршруты после окончания школы, будут знать свои слабые и сильные стороны, а также здраво оценивать свои возможности. Все это позволит судить не только о системе образования и ее эффективности, но и о каждом отдельном ребенке в этой системе.
Сейчас вся типологизация сводится к делению детей на успевающих и отстающих, отличников и двоечников. Такая оценка слишком грубая. Ведь речь идет об индивидуальной оценке каждого школьника, а не исключительно его знаний по каждому из предметов. К тому же подобные оценки применяются учителями зачастую предвзято, на основании каких-либо собственных представлений и предрассудков, что недопустимо. Знает, к примеру, ученик, в каком году произошло сражение под Аустерлицем, значит ему «пятерка», а если нет - ставят «тройку», и преподавателя не интересует, что он может рассказать, почему произошла битва, каковы источники конфликта, рассказать о своем восприятии этих событий.
- В какой же форме будет осуществляться оценка личностных качеств каждого ученика? Будет ли это некий экзамен?
- Категорически нет. Говоря о системе диагностики, мы, наоборот, хотим уйти от таких жестких систем оценки. На мой взгляд, это может быть своего рода портфолио или паспорт ученика, который по мере обучения ребенка в школе станет постепенно наполняться информацией. Система диагностики ни в коем случае не должна быть системой разового контроля. Это должен быть мониторинг состояния ученика, который будет осуществлять школьный психолог вместе с учителем.
Проблемы возникают не одномоментно. Если, к примеру, учитель вступил в конфликт с кем-то из учеников, он должен проанализировать ситуацию, возможно, вместе с психологом, и занести результаты в портфолио ученика, не доводя событие до крайнего напряжения с обеих сторон. Анализ подобных случаев поможет лучше понять характер ребенка, его поведение в стрессовых ситуация. Такое наблюдение будет чем-то похоже на систему, действующую сейчас в медицине.
Однако есть и опасность, что, вследствие недостатка внимания и осведомленности, появятся портфолио, содержащие только «дежурные» сведения: ребенок хорошо учится, школу не пропускает, на уроки не опаздывает. Такого поверхностного подхода к диагностике следует избегать.
- Когда можно ожидать появления системы в действии?
- В национальном масштабе это пока вопрос открытый, но если говорить о Москве и Московской области, то, на мой взгляд, в ближайшие два-три года какие-то элементы уже могут быть реализованы в отдельных школах. Это опять же зависит от того, заинтересуются ли идеей в департаменте образования правительства Москвы, Московской области и Минобрнауки России.
У нас в университете уже есть определенные наработки в создании психологических портретов школьников и выстраивании образовательных маршрутов с ориентацией на индивидуальные характеристики учащихся. Несмотря на то, что ранее мы занимались диагностикой детей с ограниченными возможностями, методика работы и технологии оценки личностного роста остаются неизменными и для обычных ребят.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости