Рейтинг@Mail.ru
Возвращение Туркмении - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возвращение Туркмении

Читать ria.ru в
Дзен
Дмитрий Медведев и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не увидятся в столице Туркмении Ашхабаде. Иранец приезжает туда через неделю после россиянина. А за неделю до этого там был глава Китая Ху Цзиньтао, открывал газопровод Туркмения – Китай. Каждый из гостей получил свою долю экспорта туркменского газа.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Дмитрий Медведев и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не увидятся в столице Туркмении Ашхабаде. Иранец приезжает туда через неделю после россиянина. А за неделю до этого там был глава Китая Ху Цзиньтао, открывал газопровод Туркмения – Китай.

Каждый из гостей получил свою долю экспорта туркменского газа. Китай - по 40 миллиардов кубометров туркменского газа в год, Россия – 30 миллиардов (было – 50, о восстановлении этих поставок договорились только что Дмитрий Медведев и Гурбангулы Бердымухамедов, президент Туркмении). Иран будет получать 20 миллиардов (Ахмадинежад, как Ху Цзиньтао до него, тоже  приезжает на открытие газопровода).

Как бы по случайности, гости и прибывали в Ашхабад строго по рангу их газовой значимости: первый, второй, третий. Да и в целом сочетание 40-30-20 – хороший символ процесса возвращения Туркмении на международную арену в качестве государства, важного в делах Центральной Азии и мира в целом. Китай, Россия, Иран – вот нынешние страны-партнеры этого каспийского государства, но не будем забывать и участвующие в «китайском» газопроводе, и вообще важные, Казахстан и Узбекистан.

Оставшаяся страна-сосед Туркмении, Афганистан, стала косвенной причиной некоторой – пусть относительной – самоизоляции Туркмении в предыдущую эпоху. Если очень коротко, то главная проблема была в особых связях предыдущего туркменского лидера, Сапармурада Ниязова, с режимом талибов в Афганистане. И когда зимой 2001-2002 годов началась американская война в Афганистане, Туркмения окончательно застыла в изоляции, как бы делая вид, что ее здесь нет.

Впрочем, не будем забывать, что администрация Джорджа Буша попросила, а Ниязов согласился, открыть линию снабжения авиационным топливом по железной дороге из Ашхабада в Хайратон. В аэропорту столицы заправлялись также американские самолеты. А сейчас действует новое соглашение, также в основном о дозаправке, и группа военнослужащих США – семь человек – постоянно сидит для этого в Ашхабаде.

Но в целом именно афганская война укрепила режим Ниязова в его «тихой» политике. Туркмения не вступала в ШОС или ОДКБ, была вообще неактивна в международных делах, и одновременно не допускала того, что сделала в свое время Киргизия, став главной базой финансируемых США и ЕС неправительственных организаций. То есть закрылась от всех.

Одновременно Ниязов окончательно заморозил свою внутреннюю политику, делавшую Туркмению каким-то прикаспийским вариантом Северной Кореи. Однако после его смерти в декабре 2006 года стало ясно, что недолго осталось жить и режиму, при котором президенту ставили золотые статуи, а в школах изучали его книгу «Рухнама».

В Москве несколько раз дискутировался идеологический, по сути, вопрос: как строить отношения с Туркменией, особенно с учетом того, что этнические русские (8% от 5,5-миллионного населения) при прежнем режиме иной раз попросту преследовались? Один вариант был – политика, условно говоря, Джорджа Буша: изоляция режима и санкции, в связи с нарушениями прав человека. Но, как видим, и Буш имел дело с туркменами. А главное – идеология США, подразумевавшая желательность смен режимов в Центральной Азии, сделала Америку весьма нежелательным гостем в регионе. И, что важно, идеология «изоляции и санкций» изолировали саму Америку также и в других странах и регионах. Это, скажем, относится к Бирме (Мьянме) – стране, где Москва сделала такой же выбор, как с Туркменией, и вот сейчас договорилась о продаже Мьянме крупной партии военных самолетов.

Итак, Москва еще в 90-е годы выбрала постепенное развитие связей с Туркменией, особенно по части газа. Если бы не прискорбный эпизод весны этого года, когда Москва и Ашхабад фактически поссорились из-за цены на газ и других газовых дел, можно было бы уверенно сказать, что выбор политики был правильным. Впрочем, очень возможно, что даже и без скандалов Россия стала бы все-таки вторым, между Китаем и Ираном, партнером страны. В любом случае не единственным.

Но важно заметить, что накануне визита Дмитрия Медведева в Ашхабад были обнародованы существенные цифры, например – то, что «негазовый» товарооборот двух стран составил 900 миллионов долларов за 9 месяцев этого года, и вырос за год на 20%. В целом же Россия стала первым торговым партнером Туркмении (в 2008 году - 39,2% туркменского внешнеторгового оборота). В ходе визита обсуждались новые направления развития делового – и не только делового – сотрудничества. Вот это – плоды правильных прежних решений. Хорошо бы, конечно, вспомнить, кто тогда советовал «изолировать» туркменов, и посмотреть этим людям в глаза, но не так уже это важно.

Итак, партнеры выходящей из самоизоляции Туркмении расставлены по местам. Теперь Ашхабад может спокойно заняться другим направлением своей внешней политики – западным. Газа на это направление, может быть, и не хватит, но разговор о западных (и японских) инвестициях уже идет. Из Японии, кстати, президент Бердымухамедов только что вернулся.

Что касается США, то там только сейчас – в ноябре - создана двухпартийная комиссия Конгресса по Центральной Азии, с целью укрепить отношения Америки с этим регионом. На ее заседаниях все еще звучит знакомая фразеология – «помочь совершить» странам региона «переход к демократии», правда, не простой переход, а мирный. Но советы по торговле с каждой из стран (правда, без Туркмении!) уже провели инвестиционные семинары. А еще - Роберт Блейк, который отвечает в госдепартаменте США за этот регион, анонсировал серию переговоров в каждой из его стран, добавив, что США будут вести их в духе взаимного уважения, не претендуя на монополию истины, или на то, чтобы навязать кому-то свою систему.

При таком подходе США, конечно же, добьются успеха. Возможно, за ними последует и Евросоюз. В регионе станет по-настоящему интересно. И туркменский визит Дмитрия Медведева очень хорошо вписывается в общую картину этих перемен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала