Рейтинг@Mail.ru
Наталья Фатеева: "советское кино не любило меня за улыбчивое лицо" - РИА Новости, 23.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Наталья Фатеева: "советское кино не любило меня за улыбчивое лицо"

Читать ria.ru в
Дзен
Красивая, талантливая, свободолюбивая и улыбчивая Наталья Фатеева всегда была востребованной актрисой, хотя значительных ролей в ее активе не было. «Лицо у меня слишком улыбчивое, - говорит она о себе. – За это, кстати, меня не любило советское кино, ему не очень нужна была актриса со счастливым выражением лица».

Сегодня исполняется 75 лет актрисе Наталье Фатеевой, хотя цифру 75 она опровергает одним своим видом.

«Если смотреть на прожитую жизнь глазами окружающих, то, конечно, многим кажется, что я успешна, счастлива. Мое же личное ощущение – я не совсем успешна, писала Наталья Фатеева почти год назад в журнале «Профиль» - ведь мое поколение жило в очень узких рамках, в так называемых «объятьях Родины». Мне кажется, успешным можно считать себя в том случае, если ты поступательно развиваешься, если ты свободен в своих мыслях, действиях и поступках».

Красивая, талантливая, свободолюбивая и улыбчивая Наталья Фатеева всегда была востребованной актрисой, хотя значительных ролей в ее активе не было. «Лицо у меня слишком улыбчивое, - говорит она о себе. –  За это, кстати, меня не любило советское кино, ему не очень нужна была актриса со счастливым выражением лица».

"Великое будущее"...

Родилась Наталья в 1934 году в Харькове. Ее мама работала в легкой промышленности - директором ателье мод, а отец был военнослужащим. Ее родители и познакомились в Харькове, куда прадед Фатеевой перебрался после революции.

Наталья с ранних лет мечтала о карьере актрисы. Девочка буквально не вылезала из оперного театра, пересмотрев и переслушав не раз все спектакли, а некоторые арии знала наизусть.

Родители не очень приветствовали увлечение дочери сценой, считая актерство занятием малопригодным для жизни.

В 1952 году Наталья Фатеева вопреки воле родителей и отговорам друзей решила поступать в Харьковский театральный институт. Это ей удалось с первого же захода: у нее одной из всех абитуриентов по всем экзаменам были отличные оценки.

Фатеева всегда была очень целеустремленной. Под одной из своих фотографий в альбоме она, например, сделала примечательную подпись: "Великое будущее"... И, как оказалось, не ошиблась. 

В начале 50-х творческая судьба студентки Фатеевой складывалась неплохо. За отличную учебу она стала получать именную стипендию, ее (как одну из самых красивых и талантливых студенток) пригласили работать диктором на местное телевидение.

В 1953 году Наталья Фатеева решила поступать во ВГИК. Экзамены она сдала блестяще и была зачислена студенткой первого курса в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой.

Кино плюс Театр

1956 год принес Наталье Фатеевой удачу. Она дебютировала на Киностудии имени Довженко, сыграв Таню Оленину в фильме «Есть такой парень». Типичную для того времени героиню (самостоятельную и правильную советскую девушку) Фатеева смогла наделить собственной естественностью и обаянием. 

В 70-е годы творческая биография Фатеевой пополнилась новыми ролями, однако ни одна из них не принесла ей достаточного удовлетворения. Из наиболее запомнившихся ролей того периода можно назвать разве что четыре: Людмила в «Джентльменах удачи», Павлина в «Летних снах», завуч в «Розыгрыше» и Ирина Соболевская в «Место встречи изменить нельзя».

Наталья Фатеева о своей творческой судьбе высказывается так: «Пика популярности» у меня никогда не было. Я не относилась к «модным», «престижным» артистам, никто меня в звезды не выводил, в лауреаты не толкал. В моде был серый цвет…»

С годами проявилась еще одна грань таланта актрисы - ее многоплановость. Фатеева доказала, что может сыграть в комедии, в мелодраме, в фильме на «производственную» тему, в мюзикле, в исторической картине, и даже в детективе. Она играла учительниц и экономисток, инженеров и спортсменок, колхозниц и княгинь.

Много и успешно Наталья Фатеева занималась дубляжом иностранных картин. Их в ее биографии более двухсот. Ее голосом говорили Софи Лорен, Леа Массари, Беата Тышкевич, Невена Коканова, Барбара Брыльска и многие другие.

В 1958 Наталья Фатеева стала актрисой Театра-студии киноактера. В 1959 ушла в Московский театр им. М. Н. Ермоловой, но через год вернулась в Театр киноактера. 

Наиболее заметными театральными ролями Фатеевой в театре стали: Патриция в «Трех товарищах» Ремарка в театре им. Ермоловой, Даша в пьесе Хикмета «Два упрямца», Мадам де Реналь («Красное и черное» Стендаля) в Театре киноактера и другие.

Три плюс два

Хотя Наталья Фатеева и говорит, что «пика популярности» в ее карьере не было, она немного лукавит. Слава пришла к ней  в 1963 году после выхода комедии «Три плюс два». Пригласил ее на роль укротительницы Зои сам режиссер - Генрих Оганесян. 

Наталья Фатеева вспоминает: «Помню, что, прочитав сценарий, тут же поехала в Ригу. Пробы были на побережье. Потом мне позвонил режиссер: «Мы хотим, чтобы вы играли не Зою, а Наташу. Зою бы сыграла Лиля Алешникова». Я сказала, что роль актрисы Наташи мне не нравится, лучше я вообще не буду сниматься. И меня утвердили на Зою». Подружку Зои сыграла Наталья Кустинская, а трио мужчин – Андрей Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов.

Наталья Фатеева очень гордилась тем, что действительно входила в клетку с тиграми, но эти кадры из фильма вырезали. Позднее актриса рассказывала: «Самое обидное, что вся моя храбрость - как я облокотилась на тигра, как я его гладила и даже приударяла кулаком - не вошла в фильм. Эти кадры забраковали, так как в них попала рука Запашного, который держал тигра за ошейник».

Любовь и брак

На съемках фильма «Есть такой парень» Наталья Фатеева познакомилась с начинающим режиссером Владимиром Басовым. В 1957 году он пригласил ее на одну из ролей в свою картину «Случай на шахте восемь», а спустя некоторое время они поженились. Но брак не был удачным и продлился всего несколько лет. У Фатеевой и Басова родился сын Владимир, ныне успешный режиссер.

Уже после развода с Басовым во время съемок фильма «Три плюс два» между Натальей Фатеевой и Андреем Мироновым вспыхнул роман. Актриса признавалась: «С Андреем мы очень подружились. Он был именно хорошим другом, были долгие и теплые отношения, после тяжелого разрыва с Басовым он мою душу очень отогрел...» Но во что-то большее их отношения так и не перешли, хотя Андрей Миронов был действительно сильно влюблен в Фатееву.

Мама Андрея, актриса Мария Миронова рассказывала: «Когда они расстались, он страдал. Андрей иногда писал мне письма и почти все его письма относятся к периоду любви и расставания с Наташей. Он писал о своих чувствах к ней. И как писал... Я до сих пор отношусь к этой женщине с огромной нежностью...»

Второй раз Фатеева вышла замуж за летчика-космонавта Бориса Егорова. С Егоровым Фатеева познакомилась случайно на вечеринке у подруги. Красивый, умный, настоящий герой того времени, он сразу же вскружил голову Наталье. То, что Егоров уже был женат, не стало для нее преградой. Вскоре Борис развелся и женился на Фатеевой. А в 1969 году у них родилась дочка, которую назвали Наташей. Но второй брак оказался таким же непрочным, как и первый.

Личная жизнь актрисы так и не сложилась. О своей лично жизни она говорит так: «Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, все по-советски. В браках я была обычной женой. И носки стирала, и готовила, все как у всех. Быт советский – это пытка. А в моей профессии – так и вдвойне: мне же надо следить, чтобы руки не страшные были, чтобы лицо не старело…

«Мне не стыдно за мою прожитую жизнь…»

В 1990-е годы актриса пропала с экранов. Но случилось это не по ее воле, а потому что кинематограф этого времени был заполнен в основном "чернухой", а сниматься в таком кино Фатеева не хотела. Среди ее последних работ - "Осенние соблазны" В. Грамматикова, "Тайны дворцовых переворотов" С. Дружининой, "Дорога на край жизни" Р. Мурадяна.

В годы перестройки и реформ Фатеева занялась общественной деятельностью, была членом СПС, в данный момент входит в состав оппозиционного демократического движения "Солидарность". В июле 2009 года была в числе немногих, кто оспаривал проведение чрезвычайного съезда Союза кинематографистов (СК) РФ, на котором Никита Михалков был переизбран председателем Союза.

 

Несмотря на возраст Наталья Фатеева прекрасно выглядит и излучает оптимизм. В одном из своих интервью она сказала: «Я считаю, что прожила достойно. Мне не стыдно за мою прожитую жизнь...»

Материал подготовлен на основе открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала