Рейтинг@Mail.ru
Люстрация идет на убыль - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Люстрация идет на убыль

© REUTERS / David W CernyВ итоге замаранным оказался даже нынешний премьер-министр Чехии Ян Фишер
В итоге замаранным  оказался даже нынешний премьер-министр Чехии Ян Фишер
Читать ria.ru в
Несмотря на то, что люстрация продолжает поляризовать общественное мнение в Польше и Чехии, сейчас в обеих странах наблюдается некая усталость от этой темы, поминание которой становится дурным тоном. Дело в том, что подозрительность и злопамятство оказались тормозом для экономического развития самих этих стран.

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.

В Польше и Чехии с явным неудовольствием восприняли новость о том, что правительство немецкой земли Мекленбург – Передняя Померания дало согласие на строительство газопровода «Северный поток» из России. Газеты активно подчеркивают то обстоятельство, что управляющий директор Северо-Европейской газопроводной компании (немецкий партнер Газпрома, который будет оператором газовых поставок из России) Матиас Варниг – бывший сотрудник министерства госбезопасности ГДР (штази). Поскольку все возможности геополитической или экологической дискредитации «Северного потока» исчерпаны, осталась только одна последняя «зацепка» - историческая.

Впрочем, отмечая, что в их странах наличие на ключевых экономических постах бывших сотрудников спецслужб невозможно, польские и чешские газеты не сообщают один важный факт – Варниг был сотрудником внешней разведки ГДР. В сферу его обязанностей не входила борьба с инакомыслием в самой Восточной Германии, а немецкий суд уже после объединения страны признал, что разведывательная деятельность в интересах ГДР до 1990 года не была преступлением. Работа секретным сотрудником (сексотом) – совсем другое дело. Арестовывая и сажая людей за убеждения, «социалистические» государства Восточной Европы нарушали собственные конституции, а сексоты в своей работе часто руководствовались и вовсе низменными соображениями – устранением препятствий к карьерному росту, местью, завистью, просто корыстью.

Беда, однако, в том, что нынешние не в меру активные разоблачители былых сексотов часто руководствуются теми же самыми мотивами.

9 ноября этого года чешский Институт по исследованию тоталитарных режимов решился на беспрецедентный шаг – опубликовать списки ВСЕХ секретных сотрудников спецслужб Чехии советского периода (тогда она, как известно, входила в состав Чехословацкой Советской Социалистической Республики – ЧССР). Представленная в парламенте чешская компартия выдвинула в кои-то веки резонное возражение, что такой шаг может поставить под угрозу безопасность граждан. Узнав имена своих реальных или мнимых недоброжелателей, люди могут решиться на трудно предсказуемую месть. Но оказалось, что безопасность – это только верхушка айсберга. Есть еще и личная тайна, и репутация, и деловые интересы, и просто человеческая подлость.

Весь вопрос – кого считать сексотом. Чешский диссидент-активист Станислав Пенц предпочел максимально расширенное толкование этого понятия и разместил в Интернете материалы на 13 с половиной тысяч человек, каковых он подозревает в сотрудничестве с бывшей спецслужбой ЧССР – Управлением Госбезопасности (СТБ). Заодно Пенц обнародовал и все имевшиеся у него данные о людях, которыми СТБ «интересовалась». В итоге замаранным (в качестве объекта интереса) оказался даже нынешний премьер-министр Чехии Ян Фишер. Он в 1985 году работал в чешском статистическом ведомстве и попал в поле зрения СТБ из-за готовившейся поездки за границу. Судя по всему, СТБ просто хотела его проверить на предмет доступа к государственной тайне. Но появление в Интернете имени премьера, а потом и министра иностранных дел в связи с архивами СТБ, конечно, заставило власти понервничать.

Пенц утверждает, что всего сексотов СТБ было 85 тысяч, и намерен продолжать свои изыскания. Помешать ему по закону нельзя: чешское законодательство, в отличие от немецкого, разрешает доступ к архивам СТБ не только жертвам преследований и их родственникам, но и любому гражданину.

Несмотря на то, что люстрация продолжает поляризовать общественное мнение в Польше и Чехии, сейчас в обеих странах наблюдается некая усталость от этой темы, поминание которой становится дурным тоном. Дело в том, что подозрительность и злопамятство оказались тормозом для экономического развития самих этих стран. За утаивание своего сотрудничества с коммунистическими спецслужбами в Польше можно получить тюремный срок, а анкеты с вопросом о том, были ли вы когда-нибудь сексотом, в Польше получают все люди, занимающие сколько-нибудь важные должности, вплоть до школьных учителей.

Человек, признавший сотрудничество, в тюрьму не идет, но переживает своеобразную гражданскую смерть, закрывающую для него путь  к государственной карьере и большому бизнесу.

«Получается, что мы зависим от бумаг, которые писали сотрудники спецслужб двадцать-тридцать лет назад,- жалуется глава Малопольского воеводства Станислав Крачик. – Я в те времена был одним из деятелей «Солидарности», и когда следователи просили меня подписать протокол допроса, я им всегда отвечал: «Вы это писали – вы и подписывайте!» Но большинство людей ставили свою подпись. А ведь офицерам спецслужб платили премии за каждого завербованного агента. Чтобы получить добавку к зарплате, они вполне могли манипулировать подписями людей, не говоря уже о том, чтобы делать желательные для себя выводы из конфиденциальных разговоров. И мы теперь должны этому верить?!»

Но больше всего Крачика огорчает то, что «люстрационные» истории могут повредить связям Польши с Россией, где он в семидесятые годы изучал электронику. Как воевода (польский аналог нашего губернатора), Крачик мечтает привлечь в столицу своего региона – город Краков – российские инвестиции.

«Для меня говорить по-русски – радость, и в нашем воеводстве я не одинок в этом своем пристрастии,- говорит мне господин воевода в своем просторном офисе в центре Кракова. – Русский у нас изучают 9 процентов школьников, это третий по популярности иностранный язык после английского и немецкого. Так что с рабочей силой у российских инвесторов в нашем регионе проблем не будет. А для иностранных предпринимателей, которые  у нас в регионе нанимают больше 100, а еще лучше – больше 200 местных работников, у нас установлен возврат части вложенных средств. Через год после начала работ можно получить назад от 30 процентов зарплатного фонда до 25 процентов всех вложенных инвестиций. Так что, пожалуйста, передайте там в Москве, что русские предприниматели здесь будут пользоваться надежной защитой – по законам ЕС».

Настроения г-на Крачика можно было бы списать со счетов как шапкозакидательские, если бы не последние изменения в польской политике. На днях в Польше начат проект по «перезапуску» Союза демократических левых (SLD) – находящейся ныне в плачевном состоянии социал-демократической партии, правившей Польшей большую часть девяностых и часть «нулевых» годов, до победы на выборах Качинских в 2005 году. Среди возвращающихся в большую политику лидеров – бывшие премьеры-социал-демократы Лешек Миллер и Юзеф Олексы, изрядно настрадавшийся от люстрационных «ястребов», обвинявших его в сотрудничестве с КГБ. Видно, «дикая люстрация» всем уже изрядно поднадоела.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала