Рейтинг@Mail.ru
В магистратуре должны преподавать практики - Зубкова - РИА Новости, 22.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В магистратуре должны преподавать практики - Зубкова

Читать ria.ru в
Интегрируясь в мировое образовательное пространство, российские вузы переходят на систему обучения «4+2» - «бакалавриат + магистратура». Можно ли считать бакалавров недоучившимися специалистами? Что такое магистратура и чем российские магистры отличаются от западных?

Интегрируясь в мировое образовательное пространство, российские вузы переходят на систему обучения «4+2» - «бакалавриат + магистратура». Можно ли считать бакалавров недоучившимися специалистами? Что такое магистратура и чем российские магистры отличаются от западных? Об этом в интервью РИА Новости рассказал вице-ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» Елена Зубкова.

- Елена Витальевна, среди работодателей бытует мнение, что бакалавр – это недоучившийся специалист, а магистр – это специалист, отучившийся на год дольше обычного. Так ли это?

- Разумеется, нет. Бакалавриат должен давать такое же образование, как привычная для всех пятилетняя программа обучения дипломированного специалиста. Не утверждая за всех, скажу: у себя мы готовим, как мы называем их, бизнес-бакалавров с таким же набором компетенций, как и у «классических» специалистов, плюс компетенции в сфере практического бизнеса.

Магистратура – это следующая ступень образования. Поступают туда те, кто готов к самостоятельным исследованиям, анализу информации и кому нужны дополнительные компетенции для дальнейшей карьеры.

Причем степень магистра не новшество с Запада. У нас она была введена царским указом в 1809 году, и ею обладали многие знаменитые выпускники ведущих дореволюционных университетов России, так что упраздненная после революции, она теперь возвращается.

Но мы используем опыт западных магистратур, среди которых, на наш взгляд, одна из лучших - британская, по формату рассчитанная на людей высоко мотивированных.

- В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности российской магистратуры?

- Прежде всего, в отношении нее действует государственный стандарт, чем определяются многие ее особенности. В соответствии с госстандартом, наша магистратура предполагает два года обучения. Те, кто учит магистров один год, не вполне следуют этому требованию.

Еще одна особенность российской магистратуры в том, что ее выпускники обладают педагогическими навыками и могут преподавать в экономических вузах и в системе бизнес-образования.

Кроме того, наша магистратура предоставляет возможность приобретения второй специализации, помимо основной, полученной в бакалавриате или уже имеющейся у специалиста.

Российская магистратура – очная, но предполагает учебную нагрузку объемом не более 14 академических часов в неделю плюс к времени, отведенному на самостоятельную работу студента и его исследования.

На Западе магистерские программы двух типов - для тех, кто уже имеет опыт работы, и тех, кто его не имеет. Программы для студентов без опыта работы более академичны. Для людей с профессиональным опытом предусмотрены более прикладные программы.

У нас тоже есть магистерские программы, для поступления на которые опыт работы является необходимым требованием, однако в целом такое разделение вряд ли приживется в России. Большинство наших студентов начинают работать с 3-4 курсов, так что без опыта работы можно мало кого встретить в магистратуре.

Российский подход к обучению магистров позволяет охватить больший круг тем, но, возможно, на меньшую глубину. Западный формат, напротив, предполагает более глубокое изучение более узкого круга тем.

Магистратура МИРБИС, к слову, призвана прежде всего обеспечить навыки экономического и управленческого анализа.

- Какими навыками, на ваш взгляд, должен обладать магистр? Отвечает ли это ожиданиям работодателей?

- Магистр должен обладать глубокими знаниями в своей области и навыками стратегического анализа. Бакалавр тоже может провести какой-то анализ или спланировать мероприятие, но для понимания его целей или смысла всего проекта, для стратегического управления и руководства людьми нужен магистр. Не случайно в переводе с английского это «мастер».

Но, к сожалению, есть две проблемы. Во-первых, учебные заведения и работодатели «говорят на разных языках». Работодатели ориентируются на предыдущий опыт работы соискателя. Если, допустим, он  прежде работал финансовым аналитиком, рассуждает работодатель, он это точно умеет делать, а если он именуется магистром экономики с направлением подготовки по финансовому анализу, работодатели не всегда понимают, что это значит.

Во-вторых, российское образование подчас по-прежнему остается чрезмерно академичным. Мы связываем это с тем, что сами преподаватели часто не участвуют в практической консалтинговой деятельности по своей специальности.

- Как можно решить эту проблему?

- Полностью она не решена нигде, в том числе и на Западе. Сложно обеспечить преподавание в магистратуре силами только штатных преподавателей, для кого университет – основное место, где они заняты.

Необходимо привлекать специалистов «со стороны», работающих в бизнесе, если речь идет о бизнес-образовании, чтобы они параллельно преподавали.

Нам как школе бизнеса это сделать легче – у нас много преподавателей МВА, сочетающих преподавание в МИРБИС с практической работой в сфере бизнеса.

Большинство наших штатных преподавателей ведут исследования по заказу различных бизнес-структур. Это, конечно, нельзя делать общим обязательным требованием, но в целом мы считаем это необходимым  фактором для достижения успеха.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала