Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости.
Наступающий 2010 год объявлен ЮНЕСКО годом А.П. Чехова, который, как известно, родился 29 января (по старому стилю - 17 января) 1860 года. Российский театр обещает широко отметить этот юбилей — 150-летие со дня рождения великого русского писателя.
Уже объявлена впечатляющая программа первого по статусу Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. Этот престижный московский форум на карте театральной Европы ради знаменательной даты сменил свой привычный цикл проведения (раз в два года) и вошел в режим ежегодной периодичности.
С 26 по 31 января 2010 года пройдут «Дни А.П. Чехова в Москве».
В Первопрестольную приглашены мастера зарубежного и отечественного театра. 28 января в Доме Пашкова состоится Международная театральная конференция «Слово о Чехове», на которой представители разных театральных профессий поделятся своими мыслями о человеке, который «так нужен театру» вот уже более века. В эти дни будут показаны: «Свадьба» В. Панкова (SounDrama и Белорусский академический театр им. Я. Купалы), «Тарарабумбия» Д. Крымова, спектакль Д. Чернякова (название пока держится в секрете), швейцарский спектакль "Донка" в постановке Даниэле Финци Паска (Театро Сунил при участии Театра Види-Лозанн). Все они поставлены совместно с Международным театральным фестивалем им. А. П. Чехова к юбилею, и в эти дни состоятся их премьеры в Москве. Редкое зрелище – 4 премьеры.
Сам же IX Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова пройдет с 25 мая по 30 июля 2010 г. Также под эгидой этого теафорума состоится мировое турне юбилейных спектаклей по городам России и за рубежом. Спектакли будут показаны в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Казани, Ялте, Париже, Берлине, Мадриде, Стокгольме, Вене, Чикаго, Монреале, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Минске, Баку, Ереване и др. В рамках фестиваля в Москве пройдет Лаборатория молодых режиссеров, а в Ялте в июле – Летняя школа для молодых актеров и режиссеров из разных стран.
Санкт-Петербург уже откликнулся на имя Чехова фестивалем «Дуэль», который только что завершил свою работу, организатором и вдохновителем его в Северной столице стал театр и фестиваль «Балтийский дом», также известный европейскому сообществу как один из значимых в театральной России. Здесь был сделан акцент на спектаклях российской провинции.
Кстати, и при жизни Чехова провинциальная Россия быстрее почувствовала его драматургию. Коли питерцы заявили тему «Дуэль», то на суд публики - по схеме дуэли - представили сразу две «Чайки»: Бориса Мильграма (Пермский академический Театр-Театр) и Олега Рыбкина (Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск). Опять же — два «Вишневых сада», в постановке Николая Коляды («Коляда-театр», Екатеринбург) и Александра Славутского (Большой драматический театр им. А.В. Качалова, Казань). В афише были также и две «Три сестры», в постановке Сергея Афанасьева (Городской драматический театр, Новосибирск) и Аркадия Каца (Драматический театр им. И.А. Гончарова, Ульяновск). В Питере также состоялась научно-практическая конференция «Пространство чеховского театра», в которой приняли участие ведущие чеховеды Владимир Катаев, Татьяна Шах-Азизова, известные режиссеры Леонид Хейфец, Кама Гинкас.
Выдержит ли публика такие накаты Чехова? Режиссеры прекрасно понимают, что придется удивлять. К примеру, Владимир Панков, который в Минске поставил чеховскую «Свадьбу», изменил классика применительно к ситуации: история получилась о межнациональном браке, поскольку жених в спектакле — из Москвы, а невеста — белоруска. Даниэле Финци Паска, который стал любимцем московской публики — швейцарец из итальянского кантона — ставит спектакль о самом А.П. Чехове. Известный и полюбившийся театр танца с Тайваня «Клауд гейт» привезет спектакль «Шепот цветов», который навеян, как утверждает балетмейстер и руководитель театра Лин Хуаймин, пьесой «Вишневый сад», но только лишь навеян. Другой балетмейстер - из Японии, Джо Конамари - привезет спектакль «Безымянный яд» (по повестям «Палата №6» и «Черный монах»). Национальный балет Испании покажет спектакль «Бесконечный сад», который обещает быть хитом предстоящего фестиваля.
Знаменитый немецкий режиссер Франк Касторф покажет спектакль «В Москву, в Москву» по пьесе «Три сестры» и повести «Мужики», что само по себе в таком сочетании неожиданно. Канадский режиссер ливанского происхождения Важди Маувад тоже представит свои «Три сестры». В журнале «Станиславский», который, кстати, весь от первой страницы до последней, посвящен опять же Чехову, этот известный режиссер (в прошлом сезоне он был артдиректором Авиньонского фестиваля) делится размышлениями о том, что Чехов оказался в плену психологизма. Посмотрим, сможет ли он вырвать классика человековедения из этого плена.
Отметятся на мировой площадке и наши режиссеры, которые сейчас ведут репетиции, чтобы летом показать свои спектакли на фестивале. Драматург Елена Гремина написала пьесу «Братья Ч.», которую ставит режиссер Александр Галибин во вверенном ему Драматическом театре им. К.С. Станиславского. Худрук РАМТа Алексей Бородин остановил свое внимание на водевилях драматурга и ставит спектакль «Чехов-гала». Летом вклинится еще один параллельный чеховский фестиваль в Мелихово, также с интересной программой российских спектаклей.
А самые ближайшие премьеры — снова по Чехову.
В МХТ им. А.П. Чехова режиссер Юрий Бутусов полемически поставил «Иванова», в Театре им. Моссовета известный кинорежиссер Андрей Кончаловский сыграет премьеру «Дяди Вани». Спектакль уже успел до объявления официальной премьеры съездить в успешное турне по Италии. А Михаил Левитин в Театре «Эрмитаж» поставил «Тайные записки тайного советника», по "Скучной истории" и другим произведениям А.П. Чехова, и пригласил в свой спектакль звездного актера Театра им. Вл. Маяковского Михаила Филиппова. Все эти спектакли, впрочем, вошли в зимнюю афишу чеховского фестиваля.
Чехов, который при жизни уступал в славе забытому ныне драмоделу Потапенко, ныне уверенно встал четвертым в тройку российских гениев – Гоголь, Толстой, Достоевский, а в Англии – даже рядом с Шекспиром.
Будем надеяться, что в предстоящем сезоне А.П. Чехов выдержит свой 150-летний юбилей, ведь, как известно, юбилярам на юбилеях бывает труднее всего.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции