Рейтинг@Mail.ru
Патриарх Кирилл совершит литургию в Николо-Перервинском монастыре - РИА Новости, 18.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Патриарх Кирилл совершит литургию в Николо-Перервинском монастыре

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкПатриарх Кирилл совершит литургию в Николо-Перервинском монастыре
Патриарх Кирилл совершит литургию в Николо-Перервинском монастыре
Читать ria.ru в
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в субботу, в день празднования "Николы зимнего", Божественную литургию в Николо-Перервинском монастыре российской столицы (на Шоссейной улице), сообщает официальный сайт предстоятеля.

МОСКВА, 18 дек - РИА Новости, Ольга Липич. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в субботу, в день празднования "Николы зимнего", Божественную литургию в Николо-Перервинском монастыре российской столицы (на Шоссейной улице), сообщает официальный сайт предстоятеля.

Русская православная церковь отмечает 19 декабря праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, жившего в Малой Азии в III-IV веках и ставшего одним из самых почитаемых на Руси и во всем христианском мире святых.

По церковному календарю торжества в честь святителя Николая совершаются дважды в год: 19 декабря - в день его кончины, и 22 мая - в память перенесения его мощей из малоазиатского города Миры Ликийские в итальянский город Бари. В народе эти праздники именуются соответственно "Никола зимний" и "Никола летний".

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ

Святого Николая называют не только Чудотворцем, но и Угодником (то есть угодным Богу). Он родился в III веке в городе Патаре в Малой Азии (ныне территория Турции) и с детства преуспевал в изучении Божественного Писания и молитве, став впоследствии священником, а затем и архиепископом города Миры Ликийские.

Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святителем Николаем, но и его необычайного милосердия.

Так, когда один ранее богатый, а позже разорившийся человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.

В другой раз, удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Несмотря на кротость духа, Николай, согласно тексту его жития, был ревностным воином Церкви Христовой. Он обращал в прах языческие капища и сокрушал идолов. А на первом Вселенском соборе в 325 году святитель в пылу обличения даже ударил по щеке еретика Ария.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. Тело святого сохранилось нетленным. Люди, приходившие помолиться святому у его мощей, стали получать исцеление.

В 1087 году купцы итальянского города Бари вывезли мощи святителя Николая из Мир Ликийских. Объясняли они свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, которые в то время бесчинствовали во владениях греческой империи в Малой Азии.

Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. А через год в городе специально была построена церковь в честь святителя Николая, которую освятил папа Урбан Второй.

Примечательно, что во имя святителя Николая Чудотворца был крещен в 866 году Киевский князь Аскольд - первый русский князь-христианин. А над могилой Аскольда в Киеве святая княгиня Ольга построила первый в Русской церкви храм в честь святителя Николая.

Христиане верят, что и по сей день Николай Угодник совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, он считается покровителем всех странствующих.

НИКОЛО-ПЕРЕРВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

По преданию, Николо-Перервинская обитель на берегу Москва-реки была основана во времена Куликовской битвы. За удаленность от мирской суеты и красоту окружающей природы ее любили, посещали и украшали многие выдающиеся иерархи Русской церкви.

Согласно историческим данным, опубликованным на сайте монастыря, первоначально он назывался "Никола Старый". Перервинским его стали именовать по названию близлежащей местности - Перерва, которое объяснялось тем, что Москва-река меняет в этом месте направление своего русла, как бы "прерывая" его и поворачивая вправо к селу Коломенскому, расположенному напротив обители.

Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году: в "Указе царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца" упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители живут игумен и два старца.

В царствование Алексея Михайловича положение обители значительно улучшается. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям мирских и духовных лиц, в середине XVII столетия в монастыре строят каменные церкви: Успения Божией Матери и Николая Чудотворца с колокольней, в 1674 году возводится еще один каменный храм - в честь Преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская.

Последний перед Синодальным периодом РПЦ патриарх Московский и всея Руси Адриан (занимал первосвятительскую кафедру с 1690 по 1700 год), не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим (царем-реформатором Петром Первым), отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре. По благословению патриарха и на его средства на месте трех разобранных храмов обители возвели двухэтажную соборную церковь в древнерусском стиле во имя святителя Николая с колокольней и приделами в честь Успения Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского.

Важная веха в истории Николо-Перервинской обители связана с митрополитом Московским Платоном (Левшиным) - известным проповедником, которого именовали "вторым Златоустом", законоучителем и воспитателем целого поколения пастырей Церкви, а также наследника царского престола - будущего императора Павла I. В 1775 году митрополит Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в расположенном близ Москвы, но удаленном от столичной суеты монастыре семинарию (получившую название Платоновской), которая восполнила пробел в системе духовного образования того времени (существовали только две духовные школы - Славяно-греко-латинская академия и Троицкая семинария).

Платоновская семинария просуществовала 40 лет (с 1775 по 1814 годы), ее сменила Московская Перервинская семинария (1814-1823 годы). Именно в ней, по информации Николо-Перервинского монастыря, берет истоки знаменитая Московская духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой лавре. На смену Николо-Перервинской семинарии пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867 годы) и Перервинское духовное училище (с 1867 по 1917 годы).

Два преемника митрополита Платона по Московской кафедре - архиепископ Августин (Виноградский, 1812-1819 годы) и митрополит Серафим (Глаголевский, 1819-1821 годы) - были первоначально воспитанниками Перервинской семинарии и немало заботились о благоустроении Николо-Перервинского монастыря.

После митрополита Серафима на Московскую кафедру был возведен святитель Филарет (Дроздов, 1821-1867), и Николо-Перервинский монастырь пользовался его особым расположением. Святитель Филарет часто посещал обитель зимой и летом, служил здесь, произносил проповеди. В полном собрании его проповедей есть четыре из Перервинской обители (три в день святителя Николая в 1822, 1824 и 1825 годах и одна по случаю освящения Николаевского храма в 1841 году).

"Служил владыка иногда в Николаевском соборном храме в весенний Николин день, причем из Москвы к обедне приезжало много богомольцев. Для них после обедни в сосновой роще близ монастыря разбивались палатки, где подавался чай, продавались различные сласти, играла шарманка, - и сельский праздник шел три дня", - говорится в сообщении на сайте обители.

В том же "любвеобильном отеческом" духе действовали по отношению к Николо-Перервинской обители и другие московские архиереи XIX столетия: архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов), митрополиты Макарий, Иоанникий, Леонтий. Они часто посещали монастырь и совершали в нем богослужения, особенно в храмовой праздник святителя Николая.

В 1906 году при Николо-Перервинском монастыре, неподалеку от него, был торжественно открыт приют для глухонемых (изначально планировалось построить каменный корпус для помещения в нем бараков для раненых воинов). Из монастырских средств на содержание училища было выделено 400 тысяч рублей.

В годы советской власти обитель закрыли. По рассказам старожилов, в 1941 году перед Пасхой еще освящали куличи, но, когда верующие пришли на Пасхальную Заутреню, Никольский собор был уже опечатан, а настоятель храма протоиерей Александр арестован (дальнейшая судьба его неизвестна). В разные годы в монастырских строениях располагались клубы, учреждения детского дома, дом пионеров, жилые квартиры, склады, цеха мелких предприятий и крупных заводов.

Возвращение храмов и других помещений обители Русской православной церкви началось в 90-е годы. В 1993 году постановлением правительства Москвы весь Николо-Перервинский монастырь был передан общине Никольского собора Русской православной церкви в безвозмездное бессрочное пользование. В декабре 1995 года указом патриарха Алексия Второго было учреждено Патриаршее подворье храмов Николо-Перервинского монастыря.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала