В галерее "Триумф" открылась выставка самого дорого художника современности Дэмиена Херста "Мертвые". Британец Херст - не только самый дорогой, но и самый эпатажный художник современности.
В 1992 году Херст пославился нетленным произведением "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" - на выставке объединения "Молодых Британских Художников" Херст представил тигровую акулу, плавающую в аквариуме в формальдегиде.
Акулу художник приобрел у рыбаков в Австалии за $6 тысяч, а произведение продал за $12 миллионов коллекционеру Стиву Коэну.
Отличный бизнес, учитывая небольшую стоимость формальдегида.
Далее последовала расчлененная корова с теленком, коллажи, выложенные дохлыми мухами и бабочками. На выставке в "Триумфе", к счастью, обошлось без трупов животных, несмотря на многообещающее название "Мертвые". С акулами, телятами и прочей живностью Херст решил завязать и вернуться к живописи и графике. В итоге, в двух залах галереи выставлено 30 одинаковых принтов - серебряных и золотых черепов, выполненных в технике "двухцветной фольги".
Осматривать экспозицию не было никакого смысла. Изучил один череп - и хватит, остальные точно такие же. В кулуарах озвучили стоимость оттиска – 10 тысяч евро. За Херста с автографом - это недорого, считают совладельцы галереи Емельян Захаров и Дмитрий Ханкин.
Чем не подарок на Новый год?
Вспомнился анекдот начала девяностых про новых русских в Лувре: "Ну что, открытки купили, айда за галстуками?"
- Дурят нашего брата! А мертвая акула кажется все-таки где-то протухла! - весело прокомментировал "новогодние открытки" композитор Александр Журбин и умчался на репетицию в театр.
- Жалко череп из бриллиантов не привезли, - расстроилась певица Изольда Ишханишвили.
Действительно жалко. Череп, усыпанный бриллиантами (их там 8601 штука), он же - скульптура "Во имя любви к Богу", был продан за 123 миллиона долларов неизвестно кому.
Принты от Херста не слишком возбудили и зажиточных коллекционеров, судя по отсутствию завсегдатаев выставок в "Триумфе" - ни Петра Авена, ни Шалвы Бреуса. Приобщиться к великому пожаловали актриса Александра Захарова и лауреат премии Кандинского в 2008 году за "лучший проект года" художник Алексей Беляев-Гинтовт.
Господин Гинтовт к визиту подготовился: в руке он держал нечто овальное из золотой фольги с точно таким же черепом.
- Это большая шоколадка? - интересовались гости.
- Я думал Херст будет лично, вот, хотел автограф взять, - пояснил Гинтовт. Херста, к сожалению, не было. Правда, Дмитрий Ханкин не исключает, что владельцы "Триумфа" могут пригласить его в Москву, но также не исключает, что Херст возьмет и не приедет – он человек занятой, капризный, как все великие.
Кстати, Херсту наверняка бы понравилось оформление дискотеки в крытом дворе галереи. Дискотека – новогодний сюрприз для гостей. При входе во двор горел демонический огонь. На натяжном белом потолке - черные ветки ели, с большими надувными черными шарами все с теми же черепами, на столах - черные скатерти.
- Не хватает только черной-черной руки из черного-черного гробика, - пошутил в баре один из гостей.
На дискотеке гости долго не задерживались, прихватив коктейли, быстро перемещались в пустующий бар галереи: громкие ди-джейские сеты мешали интеллектуальным разговорам о судьбах современного искусства.
Анна Горбашова, обозреватель Мнение автора может не совпадать с позицией редакции