Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Министерство транспорта кардинально меняет отношение к пассажирам. С нового года повышается не только стоимость проезда, но ответственность перевозчика за безопасность и комфорт пассажира. В теории предлагаемые нововведения похожи на европейскую практику, однако остается открытым вопрос как на них скажется российская специфика.
Нет, наверное, такого пользователя Рунета, кто еще не слышал о подорожании всех видов транспорта с 1 января 2010 года.
Билет на одну поездку в метро будет стоить 26 рублей, т.е. тариф повысится на 18%. Стоимость поездки в автобусе, троллейбусе и трамвае в Москве составит 24 рубля. Чуть меньше – на 10% - подорожают билеты на общественный транспорт в Московской области. С нового года проезд по маршруту пригородного сообщения обойдется в 22 рубля, или 4 рубля за каждую тарифную зону, если маршрут превысит 5 км.
Необходимость очередной индексации транспортных тарифов мэр Москвы Юрий Лужков объясняет удорожанием энергоресурсов. Интересно, что синхронное увеличение тарифа на проезд в подмосковных электричках, который составит 18% (16,5 рублей за зону), областное правительство обосновывает не только ценами на энергоресурсы и продукцию машиностроения, но и увеличением расходов транспортных компаний на обеспечение безопасности движения.
Обеспечение безопасности на транспорте
Возникает естественный вопрос: о каких конкретно мерах безопасности идет речь?
Проект федерального закона с соответствующим названием ("О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением безопасности на транспорте") представил сегодня на заседании правительства Минтранс РФ.
"Принятие проекта закона обусловлено необходимостью выполнения государственных функций по обеспечению транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации всех видов транспорта", - говорится в пресс-релизе.
На данный момент, из этого сообщения фактически можно сделать только один существенный вывод: этот законопроект можно расценивать как отчет Минстранса о проделанной работе после крушения "Невского экспресса". Так что можно предположить, что сфера основного интереса законодателей в этом документе направлена на предотвращение угрозы совершения террористических актов и несанкционированного вмешательства в деятельность транспорта. Законодательство в этих областях, очевидно, будет ужесточено.
Что же касается простых пассажиров, то пока никак не разъясняются детально причины повышения тарифов на проезд в электричках. По официальной версии, социально-экономическими последствиями принятия проекта закона станут повышение эффективности госуправления и, как следствие, повышение уровня защищенности жизни и здоровья граждан в транспортном комплексе. Программа, конечно, жизнеутверждающая, но совершенно не разъясняющая, на что будут истрачены дополнительные средства, изъятые у пассажиров.
Страхование пассажиров
Возможно, подорожание проезда в электричках связано с другим законопроектом, подготовленным Минтрансом, который касается страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами. Он уже внесен в правительство, и в начале 2010 года может быть рассмотрен Госдумой. По крайней мере, на это рассчитывает статс-секретарь замминистра транспорта Сергей Аристов.
В документе отмечается, что благодаря новому закону "произойдет выравнивание размеров компенсаций за ущерб жизни и здоровью вне зависимости от вида транспорта, которым пользуется пассажир".
Согласно действующему законодательству, железнодорожные пассажиры страхуют себя сами, так как страховка аффилированной с РЖД компании "ЖАСО" заложена в стоимость билета. Причем в случае гибели или инвалидности пассажира на железнодорожном транспорте его родственники получат всего 12 тысяч рублей. Менее серьезные травмы оцениваются дешевле. Впрочем, пассажиры пригородных электричек не обеспечены даже такой защитой.
На водном транспорте соответствующим кодексом определен предел страховой выплаты за смерть пассажира в размере 100 тысяч рублей. В общественном автотранспорте порядок выплат регламентирован ОСАГО. Максимальный ущерб здоровью оценивается в 160 тысяч рублей на одного пострадавшего, и 240 тысяч – если их несколько.
При этом родственники погибших авиапассажиров получают совершенно несопоставимые с этими суммы. Для внутрироссийских перевозок компенсация составляет 2 миллиона рублей, а на международных она может быть еще выше.
В случае же утверждения законопроекта Минтранса минимальные выплаты за гибель любого пассажира должны составлять 2 миллиона 25 тысяч рублей, а за причинение вреда здоровью - 2 миллиона рублей. В проекте закона отмечается, что размер страховой выплаты будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4-10 лет после гибели кормильца или для получения качественных медицинских услуг пострадавшему.
Текст законопроекта оставляет пространство для нарушения монополии на рынке страховых услуг на железнодорожном транспорте. В документе указано, что при продаже билетов перевозчик обязательно должен будет уведомить пассажиров о том, какая компания застраховала перевозку. Скорее всего, информация об этом будет публиковаться на обратной стороне билета. Хочется надеяться, что пассажиру предоставят не только информацию о страховщике (которая и сегодня публикуется на специальном вкладыше), но и позволят выбрать более достойную компанию.
В принципе, даже минимальных страховых выплат вполне должно хватить для формирования необходимого капитала. Т.е. теоретически озвученного повышения цены проезда в пригородных электричках вполне могло бы хватить даже для таких огромных выплат. Но, к сожалению, Минтранс уже уточнил ориентировочные размеры подорожания билетов, которое должно синхронно произойти на разных видах транспорта. Так что "обеспечение безопасности движения", на которое ссылаются чиновники, повышая цену билета на электрички, видимо, никак не связаны со страховкой.
Минтранс сообщает, что затраты после введения обязательного страхования по социально значимым видам транспорта не должны превысить 5,5% от стоимости проезда. На железной дороге цена увеличится менее чем на 0,2%. На междугородном автобусе она может вырасти максимум на 11%.
Заметим, что доля страховки в билете на авитранспорт, который взят за основу в процессе уравнивания размеров компенсации за ущерб жизни и здоровью, составляет обычно до 100 рублей.
Единая база данных
Ежегодная шоковая терапия с повышением цен на транспорт отвлекла внимание общественности от еще более неоднозначного нововведения Минтранса. В ближайшее время ведомство планирует объединить в единую базу данных сведения о пассажирах на всех видах транспорта, где покупают проездные билеты.
На специальном информационном портале будет храниться информация по передвижению пассажиров и их поведению во время движения. В данный момент подобные списки составляют для внутреннего пользования только авиакомпании.
По словам, Сергея Аристова она уже создается. Создания такой базы представители министерства обосновывают необходимостью отслеживать особенно "буйных" пассажиров, регулярно нарушающих общественный порядок.
Аргумент веский, однако, остается вопрос, как он согласует с конституционным правом россиян на частную жизнь. Никто не гарантирует, что подробнейшая информация о перемещении пассажиров не будет использована в иных целях: начиная от передачи данных судебным приставам и заканчивая кражей информации грабителями (с помощью хакеров или коррумпированных чиновников).
Алкоголь на борту
Заботиться о безопасности пассажиров чиновники намерены не только путем устранения последствий, но причин нарушений работы транспорта.
МВД подготовило предложения о запрете торговли спиртным на борту и территории аэропортов. Кроме того, предлагается ввести штраф до 10 тысяч рублей, арест на 15 суток для граждан, находившихся в состоянии алкогольного опьянения в самолетах. Еще более ужесточается ответственность за употребление алкоголя пилотами.
МВД видит необходимость в создании базы данных нетрезвых пассажиров, которые нарушали общественный порядок и были задержаны для того, чтобы в дальнейшем таким гражданам не продавали билеты.
Несмотря на очевидную оправданность таких мер, а также на актуальность предложения (только в аэропортах Московского региона с начала этого года за нахождение в нетрезвом состоянии были привлечены к ответственности более 400 человек), законопроект в таком виде вряд ли будет принят. Причины исключительно экономические: если для российских авиакомпаний будут введены такие жесткие запреты, пассажиры могут выбрать зарубежных перевозчиков, у кого таких законов нет.
Перспективы
Все вышеперечисленные инициативы Минтранса эффектно выглядят как заявления о намерениях. Однако непрописанность деталей процесса их реализации на практике, конкретных целей и путей их достижения, а главное – направления финансовых потоков, вызывают скептическое отношение к соответствию результата обещаниям. Пока же приходится согласиться с экспертами, утверждающими, что отсутствие конкурентной среды, как на уровне перевозчиков, так и на уровне сопутствующих услуг (например, страховых компаний), будет с каждым годом все больше препятствовать развитию транспорта в России и мотивировать дальнейшее повышение тарифов без разъяснения причин.