Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
В ближайшие пять лет система отношений государства и гражданина будет кардинально изменена, обещают нам. Для получения пособия, паспорта, справок, регистрации бизнеса, квартиры или автомобиля больше не придется обивать пороги чиновничьих кабинетов и платить посредникам за оформление документов, обещают чиновники. Между тем, воспользоваться услугами в электронном виде смогут далеко не все россияне, хотя бы потому, что Интернет есть примерно у 50 млн. граждан.
По данным Минэкономсвязи, в год за госуслугами в России обращаются порядка 360 млн. раз. Теперь получение справок, лицензий, пособий для граждан станет более простой и быстрой процедурой. Это уже происходит – только что начал работу единый интернет-портал госуслуг и справочный call-центр. Зайдя на сайт www.gosuslugi.ru, любой человек может выяснить, какие документы ему нужны для получения, например, пособия по безработице, субсидии на оплату ЖКХ или паспорта, регистрации недвижимости или компании. Там же четко прописаны сроки оказания услуги, адресат (кому такая услуга может быть предоставлена), и указана сумма, которую придется заплатить. Правда, платить за оказание самой госуслуги чаще всего не требуется. Расстаться с деньгами придется лишь при уплате госпошлины, например, при получении паспорта.
Также на сайте размещена информация не только об услугах, но и сведения о местах их оказания, необходимые документы, бланки заявлений. В будущем можно будет заполнять все бланки в электронном виде, а затем дистанционно следить за тем, на каком этапе находится рассмотрение его заявления. Пока в режиме online доступна информация о 110 услугах, которые предоставляют россиянам федеральные органы власти, и около 200 услугах, оказываемых муниципалитетами и региональными властями.
Создание такого портала, обошедшегося бюджету в 100 млн. рублей, способно свести к минимуму непосредственное общение чиновников и граждан. Последним не придется стоять в очередях, читать нормативные акты, чтобы понять, где и какие справки нужно собрать. Более того, четко прописанная процедура получения необходимых документов делает лишней участие и посредников. Сейчас посреднические структуры, чаще всего аффилированные с госорганами, за умеренную плату оказывают консультационные услуги (хотя вообще-то это часть работы чиновников), предоставляют необходимые бланки и помогают правильно их заполнить, например, в ОВИРе при получении загранпаспорта или в БТИ при получении разрешения на перепланировку жилья.
Деятельность посредников вызывает возмущение не только граждан, но и руководства страны. В октябре премьер-министр Владимир Путин даже пообещал, что правительство подготовит исчерпывающий перечень платных услуг населению и соответствующий прейскурант, «чтобы гражданин знал, за что и сколько он должен заплатить». Все услуги, которые в него не войдут, должны быть бесплатными. Посредников нужно выгнать «поганой метлой», сообщил глава правительства, чтобы между гражданином и органом власти не было никаких фирм, в которые «пинками бы загоняли граждан». «Они достали уже всех, эти платные посредники», - возмущался премьер.
Минимизация непосредственного контакта с чиновником поможет снизить уровень коррупции хотя бы на бытовом уровне. С другой стороны, при отсутствии точного перечня документов при получении любой справки или разрешения, чиновник имеет возможность требовать дополнительные сведения. В этом случае многие граждане предпочитают сэкономить время (отказавшись от дополнительного забега по инстанциям), а не деньги, и вступают с госслужащим в коррупционные отношения.
Но это не единственная причина, которая будет тормозить массовое использование нового ресурса. До сих пор не решена проблема применения электронной цифровой подписи. Без ее широкого распространения единый портал госуслуг будет являться лишь информационным ресурсом, а не местом обмена информацией в электронном виде с любыми службами и ведомствами. Повторим также цифру: доступ к Интернету в России имеют примерно 50 млн человек, то есть только около трети населения. Люди старшего поколения в подавляющем большинстве Интернетом не пользуются и предпочтут, скорее всего, личное общение с чиновником электронному.
Таким образом, полностью задумка правительства о переносе значительной части взаимоотношений государства и граждан может быть реализована лишь после более широкого распространения Интернета (хотя бы в местах общего пользования, например, на почтах). При этом новые – электронные – отношения будут иметь смысл лишь при четко закрепленном перечне требуемых от граждан документов при получении той или иной госуслуги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции