Жизнь в Москве опустошает людей духовно, считает монах японского ордена Ниппондзан Мёходзи Феликс Шведовский. Чтобы "очистить пространство" и проявить почтение к жителям мегаполиса, он каждый день совершает молитвы: с бубном в руках обходит центральные улицы столицы и распевает мантры.
Буддиста Шведковского считают неудачником, а он счастлив: очерк о жизни монаха>>
"Люди реагируют на меня по-разному. В начале 90-х, когда я только начинал духовные практики, москвичи не были такими "замороженными": прохожие часто подходили ко мне, интересовались тем, что я делаю и для чего. Но бывало, что и нападали на меня, так что приходилось даже убегать", - вспоминает Шведовский.
Буддист Феликс выделяется из толпы необычным нарядом: поверх верхней одежды он надевает яркое монашеское одеяние, которое называется "шула". Через плечо носит дорожную сумку, а на шее - традиционные четки из 108 крупных бусин. Их количество равно числу людских заблуждений, описанных в учении буддистов, поясняет верующий.
Согласно основным заповедям своей религии, монах Шведовский должен жить в странствиях по миру, регулярно брить голову и не снимать с себя шулы. Пять лет назад Феликс позволил себе послабление: поселился в собственной московской квартире и устроился на работу.
"Главное отличие нашего ордена, что мы изначально не стремимся жить в монастырях. Мы живем для людей и среди них. Мы должны ощутить, чем дышат другие люди. Для этого иногда нужно отступить от каких-то высоких идеалов. Через ошибки и собственные слабости монах старается понять других", - говорит Шведовский.
Члены ордена Ниппондзан Мёходзи нередко возвращались к мирской жизни, поясняет он. Но даже если монах выбирает для себя "духовную смерть", полностью отказываясь исполнять заповеди, никто его не проклинает.
Силы для самосовершенствования Феликс находит в главной книге религиозного ордена "Учение лотосовой сутры". Она хранится на алтаре в доме у монаха. По словам Шведовского, последователей учения немного: по всему миру около 500 монахов, в Москве - всего двое.
"Раньше у нас была большая община, человек 15. Мы проводили общие буддистские праздники, приглашая верующих из других направлений. Сейчас главная проблема буддистов в Москве – разобщенность. Это болезнь больших городов", - сказал Шведовский.
Жить на подаяние – одна из основных заповедей, которой следуют верующие. Поэтому специальных ограничений в еде у монахов ордена нет: они питаются тем, что им подают. Это правило действует в течение всего года, кроме восьми дней в начале декабря – в этот период запрещено принимать пищу и даже пить воду.
"С шести утра перед алтарем бьем в барабан и произносим молитвы 12 часов подряд. Просветление приходит через "не-деяние". Ни в какой суете мирской в это время мы не участвуем", - сказал монах.
По словам Шведовского, после такого испытания болит все тело, зато просветляется сознание: этого положительного заряда энергии ему хватает на год. В Москве проводить такие ритуалы очищения невозможно, говорит верующий, поэтому он уезжает подальше от шума и суеты города на природу, в Луганскую область.