Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Минэкономразвития подготовило законопроект, предусматривающий три формы выплаты накопительной части пенсии. Некоторые граждане смогут сразу забрать весь накопленный расчетный капитал. У остальных появится выбор: получать от государства пенсию пожизненно или в течение пяти лет перевести средства в НПФ.
Единовременное получение всего накопленного расчетного капитала по выходу на пенсию предусмотрено для тех граждан, у кого необходимый страховой стаж отсутствует. Кроме того, этой формой выплаты смогут воспользоваться люди, чья накопительная часть получилась менее 10% трудовой пенсии, а также те, кто отчислял взносы на накопительный счет только с 2002 по 2004 год.
Таким образом, законопроект продиктован нецелесообразностью распределения этих средств на весь установленный срок дожития.
Учитывая то, что сегодня он определен в 19 лет, сумма ежемесячных выплат может деморализовать получателя своим мизерным размером.
Остальные категории граждан также получат возможность получить накопительную часть пенсии досрочно. Для этого им надо будет передать ее в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), где средства будут числиться как пенсионные резервы. В этом случае, в течение первых пяти лет (возможно, дольше) пенсионеры будут получать повышенный доход, а после – только базовую и страховую части пенсии.
Предполагается, что такое решение позволит людям не снижать уровень жизни в первые годы после выхода на пенсию.
Для пенсионеров, которые решат доверить свои накопления государству, предлагается создать специальный выплатной фонд. Часть фонда будет использоваться на текущие выплаты, а часть специально отобранные Пенсионным фондом (ПФР) и НПФ управляющие компании должны будут инвестировать на финансовых рынках, что должно позволить проводить регулярную индексацию.
Правовое обоснование законопроекта
Потребность в принятии подобного закона появилась почти сразу после начала пенсионной реформы. Сейчас возникла парадоксальная ситуация: уже несколько лет существует накопительная часть пенсии, на которую отчисляется 6% от размера зарплаты, но при этом формы распоряжения этими средствами до сих пор не прописаны.
Отсюда возникает вопрос: не нарушает ли такое положение дел права человека на свободу распоряжения собственными средствами?
Нынешняя ситуация гражданину грозит потерей средств, а государству дополнительной нагрузкой. С одной стороны сегодня законодательно не урегулирована возможность наследования, что особенно актуально для нашей страны, где средняя продолжительность жизни составляет около 65 лет. Т.е. до конца 19-летнего срока, на который распределены все средства, доживет значительно меньше, чем предполагается. С другой стороны бессрочный формат пенсии в перспективе может стать тяжелым бременем для государства.
Проблема последовательности реформ
Другой существенный проблемой остается регулярный дефицит Пенсионного фонда. Так, согласно планам на 2010 год, расходы фонда превысят доходы больше чем на триллион рублей. Это, в частности, приводит к сбоям в проведении пенсионной реформы. Признать провал первой версии пенсионной реформы призывали летом прошлого года, когда стало очевидно, что федеральный бюджет не сможет покрыть дефицит ПФР. Так что и нынешнее предложение Минэкономразвития может подвергнуться существенной трансформации.
По словам экспертов, основная причина проблем Пенсионного фонда в едином страховом налоге (ЕСН), который дает менее половины доходов ПФР. Причина в том, что значительную часть ЕСН "съедают" пенсионные накопления работающих россиян.
Для решения этой проблемы в апреле текущего года было предложено перейти от налогового принципа формирования доходов к страховому, который предполагает замену ЕСН на страховые взносы. Страховая модель пенсионной системы должна заработать с 1 января 2010 года, при этом рост страховых взносов начнется с января 2011 года.
Финансовые проблемы Пенсионного фонда настолько велики, что весной появилась информация о возможности отмены обязательной накопительной части пенсии. Звучало предложение направить все пенсионные отчисления работающих россиян на текущие выплаты пенсионерам, а создавать собственные пенсионные накопления позволить только в частном порядке.
Кому доверять?
Принятие разработанного Минэкономразвития законопроекта сделает НПФ полноценным элементом пенсионной системы. Однако вопрос о правовой обоснованности такого решения не так однозначен, как выглядит на первый взгляд.
Когда эксперты говорят о дефиците Пенсионного фонда, они оперируют эффектным показателем: минус 0,46% – именно столько по итогам 2008 года "заработал" ВЭБ, инвестирующий накопления граждан в госбумаги. При этом редко упоминается тот факт, что за последние три года доходность частных управляющих компаний составила минус 2,8% годовых.
Можно с большой долей уверенности сказать, что после принятия нынешнего законопроекта, НПФ перейдет существенная часть тех пенсионных средств, которые сейчас находятся в государственной системе. При этом их стабильность и ответственность вызывает определенные сомнения. Например, 11 декабря ФСФР назначила временные администрации сразу в 13 НПФ из 24 фондов, чьи лицензии были аннулированы 30 июня этого года. Таким образом, более половины фондов, не выполнивших новые требования, не выполняют и действий по ликвидации.
Это, конечно, не значит, что нынешний законопроект несостоятелен. Наоборот. Однако его принятие без эффективного информирования граждан о сути проводимых пенсионных реформ может привести к обратным результатам. Граждане должны знать о положительных сторонах НПФ и опасности, которой они подвергают свои средства, отдавая их частным инвесторам.
Помимо просветительской роли, подобная информация сгладит психологический эффект: большинство граждан, наверняка, снимут все возможные средства, как только появится такая возможность. Именно правовая безграмотность провоцирует рост недоверия к государственным институтам, в том числе и ПФР. Сопоставление рисков хранения пенсионных накоплений в государственных и частных фондах, возможно, ограничит быстрый отток средств из бюджета и даст время властям для более последовательного проведения реформ.