Андрей Анненков, главный редактор iToday.ru, для РИА Новости.
Наши сотовики - это те же нефтяники. Лицензия на частоту - скважина. Население региона - месторождение. Ставим вышки и качаем. Отличие только одно. Нефть когда-нибудь кончится, поэтому ее берегут, качают не хищнически, а постепенно, чтобы добиться, в итоге, большей отдачи (так нефтяникам положено действовать в теории, по крайней мере). А вот население беречь нечего. Чем интенсивнее качаешь из него деньги, тем полнее операторское счастье.
Качать деньги сегодня, когда SIM-карт в стране больше, чем народу, можно только за счет продаж того, что называется «мобильным контентом». Т.е. музыки, софта, картинок, видео, казуальных игр, рингтонов и прочего, вплоть до откровенно мошеннических SMS-»услуг» (примеров таких - тьма, но сейчас не о об этом речь).
Казалось бы, при чем тут оператор связи? Музыка, картинки, игры и мошенничество - это что, его производственный профиль? Нет. Совершенно очевидно, что на рынке мобильного контента нет и быть не может никакой «большой тройки».
Не тут-то было. Половина (!) рынка мобильного контента в России принадлежит именно операторам. Которые, заметим, сами никакого контента не создают и не продают, а вместо этого просто, без затей, паразитируют на настоящих производителях и продавцах.
Со слов редактора content-review.com Сергея Скрипникова - он один из лучших наших знатоков рынка мобильного контента, а может, уже и лучший, - получается следующая картина.
Производитель контента (или продавец, неважно) всецело зависит от оператора. Ведь самостоятельно, напрямую, ничего никому не продашь. Сначала надо как-то добраться до потенциального потребителя, а потом еще и получить от него деньги.
Самый эффективный способ состоит в том, чтобы залезть в карман потребителя через лежащий там телефон. Но тут оператора никак не объедешь. Он - почти неизбежный посредник. Особенно тогда, когда надо доставить контент в мобильное устройство и, тем более, когда надо получить платеж. Платеж этот берется чаще всего со счета абонента и делится - внимание! - пополам между оператором и тем, кто этот контент (скажем, компьютерную игру) продает. В каждом конкретном случае бывает и не пополам, бывает 60 на 40 или 40 на 60, но в среднем оператор оставляет себе примерно половину.
Российский рынок микроплатежей, совершаемых с помощью SMS, составит в 2009 году $400 млн. Из них $200 млн достанется операторам. Неплохо, да? Одна проблема: операторы тем самым убивают рентабельность тех, кто действительно работает на рынке мобильного контента. Пример: музыкальный магазин Nokia платежи через операторов не принимает. Жмется, по-братски делиться с операторами не хочет, а хочет, наоборот, остаться в плюсе. Потребителю от такой «конкуренции», понятно, пользы нет никакой. Ему бы и хотелось заплатить через своего оператора, но - не может.
На этом картина, нарисованная Сергеем Скрипниковым, заканчивается, и начинается воспоминание о произошедшей три года назад встрече с Хью Робертсом. Он футуролог, эксперт по технологиям связи и телекоммуникационному бизнесу, специалист по человеко-машинным интерфейсам для развлекательных приложений, компьютерный 3D-художник и, кажется, музыкант. Одна только цитата из той беседы, правда, длинная - но дело того стоит: «Абонент превратился не просто в потребителя, он стал заказчиком информационных продуктов компаний, которые стоят за спиной у оператора связи. И это означает модификацию привычной операторам бизнес-модели. То, что бизнес-модель меняется, это хорошая новость. Плохая новость состоит в том, что у операторов, стоящих в центре этой модели, нет идей, каким образом они могут управлять новой ситуацией, которая складывается вокруг них. Интерес собственника сети передачи данных принципиально отличается от интересов сервис-провайдеров, т.е. тех, кто разрабатывает для абонентов новые информационные продукты и новые сервисы. В будущем бизнесы сервис-провайдеров и операторов связи будут отчетливо разграничены. Во всей Европе останется от силы пять-шесть компаний, владеющих инфраструктурой связи и использующих самые разные технологии. Появится огромное количество сервис-провайдеров, которые станут предъявлять к этой инфраструктуре самые разнообразные требования, чтобы обеспечить потребителя нужным ему сервисом. Мне доставляет удовольствие объяснять телекоммуникационным компаниям необходимость думать об интересах клиентов прежде, чем это дойдет до них в виде суровой бизнес-реальности».
Как именно переход к этой идиллии совершится, мы не обсуждали. Однако признаки того, что в нашей стране такой переход начинается, все явственнее.
Оператор, привыкший смотреть на мобильный контент как на товар, продаваемый в его собственной фабричной лавке, проявляет признаки беспокойства. МТС, например, решила предпринять хотя бы что-то против SMS-мошенников - абонент может заранее узнать стоимость SMS-услуги, если, правда, заранее оплатит оператору такую возможность (это не шутка). Как будто несколько предыдущих лет компания не понимала, что, формально не отвечая за «бизнес» контент-партнеров, она фактически является членом одной с ними шайки.
Что изменилось? Откуда оно вдруг, это беспокойство? Несколько лет делили доходы с мошенниками, а теперь не хотят?
Причина - в «мобилизации» Интернета. GSM-сети уступают место сетям 3G, операторы мобильного WiMAX в Москве не справляются с притоком абонентов, хотспоты повсюду - а это значит, что сотовый оператор, к счастью, теряет роль незаменимого посредника между поставщиком и потребителем мобильного контента. Интернет никому не принадлежит. Ни у кого нет ни технологической, ни какой-либо иной монополии на доступ к нему. Если лежащее в кармане устройство выходит в Интернет - вы оттуда мобильный контент и получите. Без того, чтобы платить 50% своему сотовому оператору лишь за факт его существования.
Первый пример того, что такое возможно в промышленных масштабах, - вчерашняя новость с питерского Mobile Software Forum. Компания Softkey.ru, крупнейший онлайн-продавец софта, забрался в карман потребителя, выпустив карманную версию своего магазина для операционных систем Simbian, Windows Mobile и Android. Фокус в том, что платеж через оператора с помощью SMS-транзакции для Softkey.ru - только один из многих возможных. Softkey.ru может взять деньги за свой товар через Сбербанк, с пластиковой карты, электронными деньгами и т.п. (делается это через личный счет покупателя в магазине). Оператору связи, если он хочет и тут быть посредником, придется конкурировать с Visa и Webmoney. Пусть попробует.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин подтверждает: да, событие действительно значимое, столь крупный продавец цифрового контента, способный принимать платеж без «помощи» оператора, до мобильных устройств в России добрался впервые. И отмечает, что успех softkey.mobi зависит, во-первых, от скорости платежа - ждать оплаты сутки (самому Эльдару Муртазину однажды пришлось ждать прохождения платежа с пластиковой карты целых три дня) мобильный покупатель не станет. Во-вторых, торговать традиционным ассортиментом - софтом для ПК - не получится, тут нужны продукты именно для мобильных устройств.
Так или иначе, суровая бизнес-реальность, о которой говорит Хью Робертс, - вот она. Наступает. И очень хорошо. Если операторы связи оставят в покое торговлю мобильным контентом и сосредоточатся на услугах передачи голоса и цифровых данных - оснований для того, чтобы считать их бизнес высокотехнологичным, станет больше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции